Мария Ефименко
Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации Красногвардейского района
Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности.
Сообщение из опыта
работы воспитателя
МБДОУ «Детский сад
«Росинка» г. Бирюча».
Ефименко М. И.
Ноябрь 2014
«…Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Публикация «Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности, Из опыта работы» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене,
И в трамвае на окне…»
Э. Успенский
Художественное творчество является одним из важнейших средств в формировании личности ребёнка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своей изобразительной деятельности рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, чтобы развивать у каждого воспитанника индивидуальные творческие способности. При этом основными задачами взрослого являются: помочь ребёнку познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного, сформировать умения приёмам изображения.
Моя цель: развивать творческие способности у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.
Основными задачами является:
-формировать художественно - образные представления;
-развивать творческие способности в рисовании, лепке, аппликации;
-формировать практические навыки и умения в разных видах художественной продуктивной деятельности;
-развивать интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, пластилином.
-воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, эстетическое восприятие.
Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно – развивающей среды. Очень важно правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
Наш изобразительный уголок стоит в хорошо освещённом месте, на его полочках хранятся материалы и оборудование, которые дети используют по своему желанию:
1. Карандаши основных цветов на ёжиках подставках соответствующих цветов;
2. фломастеры;
3. силуэты для раскрашивания;
4. альбомные листы;
5. гуашевая краска;
6. ветошь для рук.
7. обои.
8. кисточки для рисования и клея;
9. салфетки из ткани и бумажные;
10. подставки для кисточек;
11. розетки для краски и клея;
12. пластилин;
13. доска для лепки;
Для работ с использованием нетрадиционных техник рисования мы используем:
1. тычки (толстые и тонкие по цвету);
2. печатки из пробки;
3. миски с подушечками из поролона;
4. трафареты.
5. подносы с манной крупой (песком);
6. разноцветные мелки;
7. мольберт;
8. ватные палочки.
В освоении детьми изобразительной деятельности можно выделить «доизобразительный» период (период каракуль, период свободного рисования) - когда перед малышом не стоит задача изображения определённого предмета или явления и ребёнок свободно действует карандашом и бумагой, мнёт пластилин (глину) в руках, отщипывает от целого куска. Этот период имеет огромное значение для развития движений руки, так как постепенно в ходе данных естественных упражнений рука ребёнка приобретает уверенность, смелость. В этот период закладываются первые элементы зрительно – двигательной координации. Поэтому я не тороплюсь переводить детей на содержательное изображение, не ставлю перед ними задачу что-то нарисовать, вылепить. Рука и без того ещё действующая неуверенно, становится ещё более неумелой, если перед ребёнком ставить задачу передать изображение предмета. Неудачи делают изобразительную деятельность не интересной для малыша.
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.
Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей я и хочу воспитать.
Развитие творческих способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Именно в 3-года у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Это наиболее благоприятный возраст для развития творческих способностей у детей. Рисование, лепка, аппликация, конструирование – один из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребёнка. Изобразительная деятельность способствует проявлению фантазии.
Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появления у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Поэтому моя задача- поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и не умелых действий. Необходимо помочь каждому ребёнку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности («Я – молодец!»).
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослым и непосредственно в личном опыте.
В силу возрастных особенностей малыши легко перевоплощаются, активно общаются и быстро включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы я подкрепляю другими видами художественной деятельности : словом, жестом, игровой ситуацией. При манипулировании с различными материалами у детей возникают ассоциации: «похожа на змею», «как мячик» и т. д. Стараюсь натолкнуть малышей на поиск связи образов с картинками из окружающего мира.
В свободное время каждый воспитанник может взять фломастер, силуэт (фрукта, овоща, листика т. д.) и свободно рисовать закрепляя навыки полученные во время занятий. Даже те дети, у которых не очень получается рисовать, в свободное время чувствуют себя более увереннее. Очень любят рисовать мелками, так как можно в любое время стереть. Обязательно я каждого похвалю.
Детей увлекает изобразительная деятельность, если она проходит в новых, необычных условиях. Поэтому на прогулке мы рисуем палочкой по земле или снегу, разворачивая игровую ситуацию, например детям предлагаю войти в нарисованный домик; также я обращаю внимание детей на то, как капает дождик из тучи, какая травка растёт, рисуем мелом на дорожках.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить :
- ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься её по собственной инициативе, рассказывает о своих интересах в рисунке;
-видит образ в своих рисунках и лепке; обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью;
-знает, где лежит материал;
-умеет пользоваться изобразительным материалом : держать карандаш и действовать с ним, кистью, красками;
-достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия; рисует линии (прямые, замкнутые, штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает;
-начинает выполнять изображение узнаваемое другими людьми;
-не боится показать свои рисунки и поделки ребятам и взрослым. Доволен собой, когда рисует и лепит. При этом ребёнок стремится к общению с окружающими по поводу содержания рисунка.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Совместные нетрадиционные художественно-графические техники дают возможность ребёнку свободно выбирать материалы и способы изображения при создании художественных образов, что способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, увлечённости процессом творческой деятельности.
При выполнении работ большое значение уделяю различным формам совместных действий взрослого и ребёнка - сотворчеству. Процесс «сотворчества» увлекает детей своей необычностью, дети любуются рисунком, дополняя его новыми деталями: следы зверей, падающие листья, дождик. Создание образа в рисунках происходит эффективнее тогда, когда я создаю общую композицию, в которой дети находят место своим доступным по возрасту способам изображения : ракой, тычком, пальчиком, печатками, фломастером. Процесс «сотворчества» включает детей в ситуацию реального действия: надо посыпать снежком деревья; привязать шарики, чтобы не улетели; нарисовать дорогу для машин.
Детям очень нравится рисовать на большом листе бумаги, это доставляет им радость, а также развивает движение руки. Сотворчество позволяет нашим детям действовать коллективно в процессе самостоятельной изобразительной деятельности, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном листе для общей цели.
Дети:
- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.
Планы и перспективы на будущее. Совершенствовать предметно - развивающую среду, проводить мастер - классы для родителей и начинающих педагогов.