Ирина Казакова
Опыт работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Приходя в детский сад, дети не сразу проявляют интерес к изобразительной деятельности. Многие бояться взять в руки карандаш, фломастер, кисть, не умеют изображать простейшие линии предметы. И наша задача – пробудить у дошкольников интерес к рисованию, вызвать желание рисовать, овладев при этом творческими способностями, навыками и умениями в изобразительной деятельности.
Публикация «Опыт работы на тему „Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. В рисовании у ребёнка раскрывается внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, о том что положительные эмоции составляют основу психического эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребёнка, нам, педагогам надо поддерживать и развивать интерес ребёнка к изобразительному творчеству. А изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей детей. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Я работаю в детском саду и наблюдаю за тем, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приёмов рисования и их последовательности. Теперь же используя новые и довольно интересные педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даём им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Последние время в своей работе с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности.
Одной из основных проблем. Встречающих у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов) Если ребёнок трогает какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учё ные утверждают: «работа пальцами развивает речь». В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что –то, ребёнку легче рассказать о нём. Вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо как и разговаривать, По- разному относятся дети к передачи цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей, они всё решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо; радуется цвету, яркой окраске предметов. Дети не считают обязательным. Чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы отделяется от вещей и явлений. Тем самым ребёнок особо подчеркивает один его признак- красоту. Эстетическая функция цвета, видоизменяясь, обогащаясь и развиваясь надолго остаётся очень важной в изобразительной деятельности детей.
Отношение к цвету с возрастом меняется. Если младший дошкольник пользуясь цветом в рисунке, исходит главным образом из эстетических, декоративных функций цвета, то, взрослее, ребёнок, не отказываясь от эстетической функции цвета в рисунке, стремиться передать цвет, который присущ предмету.
В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами- для детей одно удовольствие. Казалось бы, в своих рисунках они могут тонко и верно передать цвет предметов. На деле оказывается совсем не так. Активно усваивая форму предметов, т. к без этого изображение не будет узнаваемо, дети способны выполнить его любым цветом не отвечающим реальной окраске предмета. Цвет в данном случае воспринимается ими не как признак предмета а как свойство материала, которым они выполняют изображение. Таким образом, на основании выше сказанного, можно сделать вывод: на протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики рук и цвет играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской сравнение цвета, краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.
Вопросами изодеятельности в детском саду занимались многие педагоги: Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Зацепина М. Б., Швайко Г. С., Казакова Т. Г. Общей задачей которых является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Проблемы обучения детей рисованию с использованием нетрадиционных способов были посвящены работы Фатеевой А. А., Утробиной К. К. и Утробиной Г. Ф., Мери Энн Ф Коаль, в которых авторы предлагают новые, более современные и интересные методы изображений. И я выбрала направлением в своей работе тему : «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
И я поставила перед собою задачи:
1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, природе, событиям жизни.
2. Сформировать изобразительные навыки и умения.
3. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
4. Изучить развитие творческих способностей, детей дошкольного возраста в ходе использование методов нетрадиционного рисования.
5. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
6. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
7. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ведь очень важно каких результатов добьётся ребёнок как будет развиваться его фантазия и как он научиться работать с цветом.
Нетрадиционные техники-это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы выражение индивидуальности, применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать самостоятельно, решать какую технику использовать что бы тот или иной образ получился выразительным. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога что бы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё не умелую и слабую руку ребёнка карандаш или кисточку и мучать его. Первые неудачи вызовут разочарования и даже раздражение, нужно заботиться о том что бы деятельность ребёнка была успешной, это будет подкреплять его уверенность с собственной силе.
Я задумалась над тем как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умение, заставить их поверить в то что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности.
По данному вопросу я изучила следующую методическую и педагогическую литературу:
1. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей// Художественное творчество ребёнок- М., Педагогика, 1972-264с.
2. Выготский Л. С. Воображение творчество в детском возрасте. -М. -Л: Гос издат, 1980-117с
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста // нетрадиционные техники. - М. Творческий центр,2006.- 187 с.
4. Казакова Р. Г. ,СайгановаТ. И, СедоваЕ. Н, СлепцоваВ. Ю. ,СмагинаТ. В. Рисование с детьми дошкольного возраста// Под редакцией Р. Г. Казаковой. -М. ТЦ сфера: 2004.-203с.
5. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». М. ,2005г.
6. Теорию и методику по изобразительной деятельности в детском саду, под редакцией Т. С. Комаровой М., 19991г.
7. Г. Н. Давыдова «нетрадиционные техники рисования в детском саду».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009г №655 «Об утверждение и введения в действия федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в литературе. Осталась очень довольна. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в детском саду. И вот что вы думаете? Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зелёную и не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей всё получилось. Рисунки были красочные и весёлые, от страха и неумения проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.
Тогда возникает вопрос с какого возраста следует развивать творческие способности, психологи называют разные сроки- от двух до пяти лет. Творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста с детьми двухлетнего возраста.
Почему же средствами нетрадиционного рисования? У детей этого возраста ещё не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать задуманное, по этому рисунки детей часто получаться далёкими от реальности и у детей исчезает желание рисовать. Что бы этого не происходило можно использовать нетрадиционные техники рисование. Изображать можно различными материалами, на основе множество материалов. С помощью нетрадиционных техник рисования можно создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствовать развитию инициативы самостоятельности детей. Работа с помощью нетрадиционных техник рисования помогает создавать эмоциональное положительное отношение к деятельности и тогда работа каждого ребёнка станет неповторимой!
С учётом ФГОС можно применять нетрадиционные техники, блоки образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей в два этапа
На первом этапе происходит формирование у детей интереса к рисованию, овладения детьми техническими приёмами работы с различными материалами. Сначала лучше использовать «рисование пальчиками», «тычок жёсткой полусухой кистью», «рисование ладошкой», «оттиск печатками с пробки, поролона,пенопласта» и др. этот период играет существенную роль. дети знакомиться со свойствами материала овладевают разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Рисование пальчиками-это самый простой способ получить изображения.
Когда дети умчаться владеть художественными инструментами им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки, этот способ рисования обеспечивает ребёнку свободу действия. Например: большим пальчиком ребёнок изображает следы медведя, а друг у медведя маленький зайчик и следы он рисует маленьким пальчиком
С помощью следующего вида нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью», можно передавать особенности разных животных (цыплёнок, лиса и волк, раскрыть образ и характер героя. С помощью цвета можно передать злость, доброту, легкость или мягкость героев. При рисовании ладошкой у детей могут заиграть лучиками неповторимые солнышки в коллективной работе. Могут получиться оригинальные оттиски при использовании различных нетрадиционных материалов, дети с интересом их рассматривают и придумывают различные истории.
Для развития дальнейших творческих способностей дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Если индивидуально вести каждого ребёнка к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретённого опыта в рисунке, постепенно у ребёнка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует дальнейшем развитии способностей.
Когда дети уже овладели некоторыми приёмами работы в нетрадиционной технике решаются следующие задачи:
Формирование интереса к изобразительной деятельности;
Знакомство детей с нетрадиционными техниками;
Овладение более сложными приёмами работы.
На данном этапе работы с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники рисования :
«восковые мелки, свеча, акварель»,
«оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «рисование по стеклу,по дереву», «рисование по точкам», «пластилиновое рисование», «кляксография», «монотопия пейзажная», «отпечатки листьев», «набрызг», «рисование опилками, манкой,солью, и др.
На втором этапе – провожу активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Использую следующие средства :
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Самостоятельную деятельность детей;
Предметно- развивающая среда;
Применяю такие методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Нетрадиционные способы изображения предметов я начала использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста
В начале своей работы провела мониторинг по изучению интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательной области «Художественное творчество» по следующим критериям:
- умение оставлять след на бумаге «подушечкой» пальчика;
-умение примакивать ладошку к листу бумаги;
-умение ритмично наносить элементы рисунка, пользуясь штампиками;
-умения различать и называть цвета.
Были получены следующие результаты: по первому критерию, из 25 детей моей группы, только восемь детей (32%) смогли аккуратно не боясь (смело) набирать гуашь на пальчик и оставлять на бумаге след «подушечкой». Только пять детей (20%) могли самостоятельно примакивать ладошку к листу бумаги. Умениями правильно работать со штампами владели 7 детей (28%). Правильно назвать цвета, определённой программой для детей данного возраста назвали 6 детей (24%).
Из выше приведенных результатов я сделала вывод, что дети моей группы заинтересовались необычным для них способом изображения предметов, но у них нет для этого необходимых навыков и умений. Поэтому я поставила перед собой цель-сформировать у своих воспитанников необходимые навыки и умения. Далее я разработала перспективный план работы (см. приложения).
При планировании НОД учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети рисуют не только в тетради или альбоме, но и на кусках обоев или старой газете. Самое главное не навязывать ребёнку свою помощь, дать
возможность рисовать, так как ему нравится. Иначе мы рискуем внушить ребёнку, что он «ничего не умеет делать так как надо». А ведь перед нами творческая личность.
Как утверждают многие педагоги все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям их проявить на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно- творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. По этому большое внимание уделяю созданию развивающей среды :
Создание уголка по рисованию.
Подборка нетрадиционных материалов для рисования.
Подготовила для детей следующие игры:
• «Соедини по линиям и раскрась»
• «Какое настроение!»
• «Составь композицию»
• «Составь игру»
• «Какая, какое, какой»
• «Камушки на берегу»
• «Весёлый гном»
• «На что это похоже?»
• «Чудесный лес»
• «Волшебные картинки»
Детская фантазия рождается в игре, и поэтому можно использовать разнообразные игровые приёмы. Они вызывают у детей эмоциональный отклик и такие чувства как: радость, смущение и др. В играх есть определё нные правила: ребёнок должен знать, что результат его труда кому-то необходим, например, игровому персонажу, следовательно у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Буратино убежать к Папе Карло», «Поможем Мухе-Цокотухе, нарисуем для неё большой самовар, чтобы она смогла попоить чаем всех своих гостей». Дети становятся в позицию помощника, защитника, что особенно важно для решения воспитательных задач. Для развития творческих способностей, воображения, мышления можно использовать такие задания, как: «рисование музыки», «самое красивое», «рисуем вместе», «для рисовалки» .Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приёмы, всё это помогает в работе и обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное – это важно всем детям, так как помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.
Деятельность с детьми – это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. К этой технике относятся :
• Пальчиковая живопись
• Рисование ладошкой
• Прижми и отпечатай
• Рисование углём
• Монотопия
• Кляксография
• Набрызг
• Трафарет
• Рисование по мокрому
• Фотокопия – рисование свечой
• Рисование методом тычка
• Расчёсывание краски
• Рисование поролоном
• Рисование штрихом
• Рисование музыки
• Рисование нитками
• Рисование солью
• Граттаж
• Батик, и многое другое
Моя работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями, очень важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации. Я использовала возможность общения с родителями ведь одна из наших задач установить доверительные отношения с ними. Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными. Коллективная работа требовала особой деликатности и осторожности, т. к. не точно сказанное слово может глубоко ранить родителя. С родителями проводила следующую работу :
-учитывая разную исходную базу личностного развития ребёнка, не сравнивать детей друг с другом;
-находить в каждом ребёнке что то хорошее, и хвалить от души детей;
-уметь устанавливать доверительные отношения;
-по возможности привлекать родителей к творческо-образовательному процессу.
Для родителей я подготовила несколько консультаций:
«Рисование нетрадиционными способами»
«Рисуем необычными предметами»
«Роль рисования в жизни ребёнка»
«Детское рисование. Чем увлечь ребёнка?»
Памятка для родителей «Рисуем необычными предметами»
Разработала формы работы с родителями на год, провожу родительские собрания, организуем выставки совместного творчества детей и родителей.
Выше описанная работа дала положительный результат, это подтверждает результат повторного мониторинга, который был проведен к концу учебного года: 21 ребёнок (84%) моей группы легко могли рисовать «подушечками» пальцев, ритмично наносить элементы узоров пользуясь штампиками. 19 детей (76%, самостоятельно обмакивать ладошку своей руки в краску и примакивать её к листу. 21 ребёнок(84%) безошибочно различали и называли цвета.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что дети моей группы приобрели навыки нетрадиционного изображения предметов. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, идея и замысел богаче. Рисунки живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. А дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолели болезнь «чистого листа бумаги», и начинают чувствовать себя маленькими художниками. Возрос интерес к занятиям, изобразительной деятельности, а вместе с ним желание рисовать.
Рисование нетрадиционными способами обогатила жизнь ребё нка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат – своим рисунком он доставляет удовольствие. Это порождает у детей новое желание, новое стремление к более полному творческому выражению чувств мыслей и настроений, способствуют всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.
Перспективы:
1. Продолжать работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
2. Развивать творческие способности дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.