Людмила Геннадьевна Линник
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на уроках художественно-прикладного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках художественно – прикладного труда
1. Что такое творческие способности?
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
Публикация «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ на уроках художественно-прикладного труда» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выполнение профессиональных задач является старым и известным делом. Обучаясь профессии, человек развивает свои способности : внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. д. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону – подчас даже машинально.
Но иногда приходится решать задачу каким-то необычным способом. Надо самому поразмыслить, найти её решение. И, хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.
Диапазоны творческих задач необычайно широк по сложности – от решения головоломки до научного открытия, но суть их одна при решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.
Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Большие трудности могут дать и большие радости – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
И перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиваться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.
Значение художественно-прикладного труда в развитии творческих способностей детей с ОВЗ.
Художественно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. На протяжении всей истории человечества искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.
Декоративно-прикладное искусство охватывает широкий спектр художественных ремесел, связанных с эксплуатацией среды обитания человека.
Основу декоративно-прикладного искусства составляет непосредственно ручной труд человека.
Обучение художественно - прикладному труду дает возможность через посильные задания развивать у обучающихся мышление, пространственное воображение, мелкую моторику, эстетические представления, положительное отношение к труду, расширяет кругозор. Занятия декоративно-прикладным искусством увлекательны и вызывают у школьников живой интерес, удовлетворяя их тягу к творчеству. Дети участвуют в трудовом процессе по созданию полезных и красивых вещей, что способствует их духовному развитию, формирует эстетический вкус, приобщает к самостоятельной творческой деятельности.
На занятиях по технологии изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства отводится большое место. Для этого используются различные материалы – бумага, природные материалы, яичная скорлупа, нитки, бумажная масса, солёное тесто и т. д. Многие работы школьников отличаются оригинальностью и выразительностью.
Все виды художественной деятельности способствуют развитию творческого мышления, воображения, интеллекта школьников.
Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.
На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Декоративно-художественное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким. Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. Чувство эмоционально подъёма стимулируется использованием различных видов и форм коллективной работы.
Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию творчества.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. Интересным и полезным массовым видом организации работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение.
В зависимости от целей и сложности изделий конкурс может проходить в течение нескольких дней.
Примерные темы отдельных конкурсов:
- изготовление самодельных игрушек;
- изготовление композиций из природного материала;
- оформление собранных за лето коллекций;
- на лучшую композицию из разных материалов
и так далее.
Подводя итог, можно сказать:
1. Коррекция недостатков умственного развития учащихся нашей школы в развитии творческих способностей будет заключаться в том, чтобы научить школьников с нарушениями интеллекта всесторонне обдумывать задания в практическом их выполнении.
2. Для успешного выполнения заданий, кроме предварительной ориентировки в задании, необходимо правильно научить учащихся планировать свою работу, самоконтролю в процессе выполнения задания, а также развивать творческое воображение, фантазию детей.
3. Необходимо максимально расширять кругозор детей, привлекая их к практической деятельности во внеурочное время, прививая тем самым жизненно необходимые навыки, привычки, знания и умения.