Татьяна Грачева
Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография). В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности.
Публикация «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В обобщённом мною опыте раскрываются методы и приёмы работы в технике пластилинография, в процессе разных видов деятельности: на занятиях, в свободное время, кружковой работе.
Основная цель: Развивать у детей дошкольного возраста художественно-творческие способности средствами пластилинографии.
Задачи:
1. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
2. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
3. Развивать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
4. Развивать у детей сенсорные способности восприятия, чувства цвета, композиции и формы.
5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
6. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность в работе.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства :
- Разноцветный пластилин.
- Бросовый и природный материал.
- Дополнительные предметы для декорирования изображений
Наглядные средства :
•Иллюстрации, раскраски, репродукции картин.
•Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
•Фотографии, образцы работ.
• Интернет ресурсы – ИКТ.
Я вела кружок по пластилинографии «Пластилиновая сказка». Проводила занятия кружка 1 раз в неделю. Обучение детей нетрадиционной технике рисования проходило по разработанному перспективному плану. Занятия проводила с группой детей в составе 12 человек. Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям.
Мой опыт показал, что овладение техники пластилинография доставляет детям истинную радость, если она строится с учетом специфики деятельности и индивидуальных особенностей детей. Изобразительное творчество, пронизанное душевным теплом – это прекраснейший вид деятельности. Изготовление своими руками красивых предметов из пластилина вызывает у детей повышенный интерес к творческому процессу, приносит удовлетворение результатами, побуждая к последующей деятельности. Таким образом, художественно - эстетическое воспитание детей в процессе приобщения к основам пластилинографии я рассматриваю как основу для развития творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с пластилинографией.
Занятия провожу нетрадиционно, используя новые методы: налепы и прилепы; надавливания и размазывания; скатывания и раскатывания;
сплющивания.
В работе предлагаю пластилин разного цвета, использую эстетически красочные предметы, игрушки. На обобщающих занятиях сравниваем поделки детей. Им представляю больше самостоятельности, поддерживаю интерес к пластилинографии. Занятия пластилинографией одновременно является и развитием речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином веду непрерывный разговор с детьми. Применяю в работе с детьми стихотворения, потешки, загадки. Знакомлю детей с окружающим миром, даю знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развиваю фантазию и творчество.
Таким образом, для развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста требуются систематическое использование нетрадиционных техник - пластилинографии. Занятия пластилиновой живописью способствуют развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, эстетического восприятия, ориентировки в пространстве, формируются изобразительные навыки и развиваются художественно – творческие способности.