Юлия Рыбина
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Стертая дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком стертой дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Дети со стертой формой дизартрии – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дизартрия является нарушением речи, которое можно отнести к широкой группе общего недоразвития речи (ОНР). В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Наряду с дизартрией в группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и в фонетике — фонематических нарушений [6; 9].
Легкая степень выраженности нарушений речевой моторики получила название – стертая форма дизартрии. При стертой форме дизартрии весь свойственный дизартрии симптомо-комплекс проявляется не ярко. Выраженные парезы в артикуляционной мускулатуре не отмечаются, но произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно. Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, с трудом по подражанию воспроизводят и сохраняют артикуляционные позы, быстро устают. Темп выполнения артикуляционных движений заметно снижен. Поставленные звуки обычно очень долго и трудно автоматизируются.
Важным показателем освоения связной речи является овладение дошкольниками умением анализировать предмет, описывать его свойства и качества, устанавливать связи и отношения между событиями. В исследованиях, посвященных анализу диалогических и монологических высказываний, установлено, что различия между двумя формами речи наиболее ярко проявляются в соотношении языковых и внеязыковых элементов (жестов, пауз).
Согласно А. А. Леонтьеву, текст обладает двумя основными свойствами - связностью и целостностью. Они качественно характеризует сообщение как смысловое целое. Дополнительными компонентами монологической речи, по утверждению А. Р. Лурия, являются морфологические, лексические и синтаксические формы. Они обеспечивают ребенку владение речевой деятельностью, направленной известным мотивом, подчиненной определенной задаче высказывания.
Присутствие в речи элементов ситуативности (жестов, пауз нерешительности) негативно отражается на качестве структурно-смыслового, лексико-грамматического, звукового оформления высказывания. Не менее важной особенностью монологической речи является то, что монолог всегда поддерживается обратной связью со слушателем. Для того, чтобы сообщение воспроизводило впечатление на слушающего, оно должно быть не только понятно, но и содержать что-то новое. Адекватность сообщения нового определяется соответствием замыслу источника информации (Н. И. Жинкин). Критериями монологической речи являются следующие : связность высказывания, цельность высказывания, разнообразие применяемых лексических средств, грамматическая правильность построения предложений, звуковое оформление высказывания.
Наиболее распространенным дефектом у детей старшего дошкольного возраста при стертой форме дизартрии являются нарушения связности монологической речи, которые проявляются в различных логических и синтаксических ошибках. Например, ребенок испытывает трудности при повествовании о своих игрушках. Часто такой ребенок использует в своих высказываниях простые предложения, он не использует более сложные синтаксические конструкции. Также ребенок испытывает трудности в логическом построении высказывания и может, к примеру, то о чем нужно говорить в начале, сказать в конце. Отметим, что нарушения связности монологической речи при стертой формой дизартрии сопровождаются и другими дефектами, характерными для данной формы. Например, у всех детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Формирование связной монологической речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими стертой дизартрией. Решение этой задачи необходимо как для преодоления сис-темного речевого недоразвития детей, так и для их подготовки к предстоящему обучению в школе.
Многие специалисты по исследованию речи детей (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.) подчеркивают, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения, Поэтому формирование красивой, лексически богатой и правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у старших дошкольников 6-7 лет с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений. А проведение фронтальных и подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей со стертой дизартрией часто вызывает значительные трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено рядом причин:
—недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического, грамматического) и ограниченными речевыми возможностями детей с дизартрией;
—недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформлении, бедный словарный запас, в свободной речи — смысловые пропуски, аграмматизм);
—психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.);
—сложностями в организации работы логопеда и налаживанием тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.
Работа с детьми
Преодоление речевых нарушений у детей со стертой диазртрией традиционно осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.
Логопедическая работа в логопедической группе предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении всех периодов обучения (два учебных года с сентября по май включительно).
На фронтальных и подгрупповых занятиях логопед активизирует словарь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у них умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов. Также логопед знакомит детей со значениями многозначных слов, различных образных выражений, пословицами и поговорками, учит детей правильно использовать их в свободной речи. Проведение фронтальных и подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лексическим темам фронтальных занятий.
Фронтальные занятия по развитию связной речи проводятся один раз в неделю. Каждое фронтальное занятие подытоживает проведенную за неделю, совместно с воспитателями группы, работу по заявленной лексической теме. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал: репродукции картин известных русских художников, сюжетные картины, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, рисунки-пиктограммы.
Для создания у детей положительной мотивации на протяжении всего занятия логопеду предлагается использовать специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказывания по заданию логопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получает желтую фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использование в речи сравнения, образного выражения, поговорки или пословицы). Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. Не беда, если на первых порах допускаются многочисленные ошибки и неточности. Логопед тактично поправляет детей и поддерживает их речевую активность.
На занятиях также вводятся различные сюрпризные моменты, используются элементы драматизации, «волшебные» мешочки и коробочки, что также повышает интерес детей к занятиям.
Работа с воспитателями
Опыт работы показывает, что эффективность коррекционной работы логопеда по развитию связной речи у старших дошкольников со стертой диазртрией напрямую зависит от четко спланированной, правильно организованной и систематически проводимой предварительной работы воспитателей.
Каждую неделю обучения по заданиям логопеда воспитатель проводит беседы с детьми, активизирует и пополняет их словарь по различным лексическим темам, проводит игры и упражнения на развитие речи и словесно-логического мышления.
На занятиях воспитателя по заданиям логопеда дети должны называть предметные картинки по теме, основные признаки и свойства предметов, объяснять значения многозначных слов, образных выражений, поговорок и пословиц; уметь находить по сюжетным картинам причинно- следственные связи и объяснять их.
Работа с родителями
С самого начала учебного года логопед должен наладить тесную взаимосвязь с родителями детей. Необходимо проводить тематические родительские собрания и систематические консультации, на которых нужно объяснять специфику и особенности речевого и психического развития детей с ОНР, отвечать на вопросы, возникающие у родителей.
Каждую пятницу логопед просит родителей за выходные дни повторить с детьми по индивидуальному альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения своего ребенка.
На более поздних этапах обучения логопед более активно прибегает к помощи родителей. За выходные дни родители вместе с детьми должны, по заданию логопеда, готовить небольшие сообщения по некоторым темам. Такая совместная работа очень важна не только для специалиста, но и для самих детей и их родителей. Дети начинают чувствовать себя на логопедических занятиях более уверенно, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью.
Создание предметно-пространственной развивающей среды
Многочисленными исследованиями доказано, что систематическое использование педагогом на занятиях различных вспомогательных средств моделирования, предметов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) и некоторых приемов ТРИЗ эффективно развивает умственные способности дошкольников. Особенно это заметно при работе с детьми со стертой дизартрией. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно ясно представлять главную мысль рассказа, уметь анализировать, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения. Это становится возможным, когда ребенок зрительно имеет перед глазами картинную опору.
Таким образом, использование в работе логопеда по развитию связной речи детей со стертой диазртрией большого количества наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения позволяет логопеду:
-провести эффективную работу по развитию активного и пассивного словаря детей по каждой лексической теме;
-закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
-формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;
—научить детей составлять план устного высказывания;
—осуществлять правильный и точный подбор речевых средств;
—научить детей составлять рассказы по восприятию (рассказы по сериям картин и по сюжетной многофигурной картине, рассказы-описания, рассказы- сравнения, повествовательные рассказы, рассказы по представлению (из личного опыта) и рассказы по воображению (творческие рассказы и сказки).
У детей, сознательно использующих внешние формы замещения и наглядного моделирования (условные обозначения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, картинные и рисуночные планы и т. п., появляется возможность применить полученные речевые навыки в свободной речи. Постепенно в ходе обучения у детей со стертой формой дизартрии формируются представления об основных принципах построения связного сообщения : последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор.