Наталья Езжалова
Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13
г. Шебекино Белгородской области»
г. Шебекино
2018г.
Цель мастер – класса :
Предоставление системы работы и распространение личного педагогического опыта по развитию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) аудитории педагогов ДОУ.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Создать условия для увеличения профессиональной компетентности учителя - логопеда по теме формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи;
- Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе работы педагогов;
- Поделиться опытом работы по развитию у детей с ОНР связной монологической речи ;
- Показать на практическом примере использование различных видов игр, упражнений и элементов мнемотехники в работе учителя – логопеда по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- Создать положительный эмоциональный настрой в процессе проведения мастер – класса.
Аудитория слушателей: педагоги ДОУ.
Оборудование: игровое поле, кубик, фишки, карточки с вопросами (для игрового теста);сюжетные картинки; телевизор для демонстрации наглядности (мнемотаблицы, картинки, тексты, игрушки, куклы из пальчикового театра
Предварительная работа: подбор материала для мастер – класса, составление конспекта, подбор наглядного материала, изготовление атрибутов для игрового теста, выстраивание структуры сценария мастер- класса, отработка выразительности речи, совершенствование умения наладить контакт с педагогами и привлечь их активное внимание.
Ожидаемые результаты:
-получение педагогами представления о развитии связной монологической речи у детей с ОНР различными методами;
-внедрение в коррекционно – образовательный процесс по развитию связной монологической речи различных способов и методик, в том числе, мнемотехнику.
Ход ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР- КЛАССА :
Организационный этап.
- Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР. Свой мастер – класс я хочу начать с игрового теста «Основные этапы работы по развитию связной речи дошкольников». Это позволит нам, уважаемые педагоги, обозначить этапы работы по развитию связной речи.
Проводится элемент игрового теста с педагогами.
Игровой тест включает в себя: игровое поле, фишки (по количеству играющих, кубик с делениями от 1 до 6, карточки с вопросами (з набора).
Правила игры: играющие по очереди бросают кубик и передвигают по игровому полю свою фишку на указанное на кубике число клеточек. Выигрывает тот, кто первым доберется до конца лабиринта.
Если играющий попадет на красную клеточку, то он должен ответить на один из вопросов, записанных на карточке красного цвета. Только в случае правильного ответа он сможет перейти по стрелочке на указанную клеточку. В случае неправильного ответа играющий пропускает один ход.
Если играющий попадает на синюю или зеленую клеточку, то он должен ответить на вопросы, написанные на синей или зелёной карточке с соответствующим номером. Если ответ дан правильно, играющий продолжает путь по основному полю. Если ответ не верен, то играющий пропускает один ход. Перед повторным вступлением в игру он зачитывает по карточке правильный ответ.
Вопросы
Красные карточки
1. Назовите формы речи Диалогическая и монологическая
2. Какие разновидности предложений используются в диалоге? Повествовательное, побудительное, вопросительное
3. Какие умения развиваются в диалоге? Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста
4. Назовите способы соединения фраз Цепная связь, параллельная, лучевая
5. Назовите типы высказываний Описание, повествование, рассуждение
Синие карточки
1. Как называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект? Описание
2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? Описание
3. Какой вид текста завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или отношение к нему? Описание
4. Какой текст отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющими варьировать, переставлять местами его компоненты? Описание
5. Для каких текстов используется лучевая связь? Описание
6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? Повествование
7. Основным назначением какого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? Повествование
8. Назовите структуру повествования Завязка, кульминация, развязка
9. Назовите основные типы повествовательных текстов
Рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и т. д.
10. Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? Рассуждение
11. Назовите структуру рассуждения Тезис, доказательство, вывод
Зелёные карточки
1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.
2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.
3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.
4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке. 1. – 3-4 года
2. – 6-7 лет
3. – 4-5 лет
4. – 5-6 лет
1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.
3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.
4. Подвести детей к воспроизведению текста. 1. – 5-6 лет
2. – 4-5 лет
3. – 4-5 лет
4. – 3-4 года
1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.
2. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.
3. Учить детей рассказывать по образцу.
4. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинам. 1. – 3-4 года
2. – 5-6 лет
3. – 4-5 лет
4. – 5-6 лет
1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.
2. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.
3. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.
4. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек. 1. – 3-4 года
2. – 4-5 лет
3. – 5-6 лет
4. – 5-6 лет
1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?
2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?
3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).
4. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин. 1. – 4-5 лет
2. – 4-5 лет
3. – 6-7 лет
4. – 5-6 лет
1. Учить придумывать рассказ или сказку на самостоятельно выбранную тему.
2. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.
3. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.
4. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам. 1. – 6-7 лет
2. – 5-6 лет
3. – 3-4 года
4. – 4-5 лет
На I этапе свою работу по развитию связной монологической речи у детей начинаю с метода совместных рассказываний, где использую такой игровой приём «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Практическая часть:(на экране картинки анимационные, говорят педагоги)
-Выпал первый….
-Утром дети …
-Девочка Маша играет….
- Осенью птицы…
-Засверкала молния и….
- По аналогии можно давать начало предложений, их нужно закончить (например, «Жила –была девочка Однажды она….А навстречу ей…»)
-Далее даю свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования (попросить коллег дать свой образец рассказа). В данном случае я использую приём рассказывания по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться.
В качестве наглядной опоры предлагаю детям «Схему описания игрушек». (слайд схемы).
Практическая часть:
- Составьте. пожалуйста рассказ о своей игрушке по схеме (педагогам раздать игрушки).
Далее по аналогии можно описывать любые предметы по таблицам в сответствии с лексической темой (на экране демонстрируются различные таблицы для описания).
В работе по составлению описательных предметов различных предметов можно использовать движующиеся объекты схемы на экране.
-Я предлагаю вам составить рассказ о виде транспорта – машине. (Демонстрируется видео –схема составления рассказа о машине)
Далее следует работа с загадками. Их можно отгадывать и составлять самим. На начальном этапе в работе с загадками используются загадки – описания.
- Послушайте и догадайтесь, о чём идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Ещё его можно забрасывать в корзину и играть на улице.)
Педагоги получают карточки, на которых написаны названия игрушки. Педагоги составляют загадку- описание.
-Давайте отгадаем загадки по схемам (демонстрируются на экране схемы отгадывания загадок)
На II-м этапе включаю в работу рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отбираю картины с упрощённым сюжетом и даю образец своего рассказа по картине.
Практическая часть:
- Составьте рассказ по сюжетной картинке (можно использовать элемент составления рассказа по цепочке).
(Показать сюжетные картины на экране и предложить педагогам составить рассказ по картине).
-Далее один из интересных приёмов это «Работа с сюжетными картинками» (из трех частей) посмотрите на серию картинок. Давайте вместе составим рассказ. (Педагоги составляют рассказ. Сюжетные картинки из 3- х частей демонстрируются на экране).
На этом этапе работы по формированию связной монологической речи используются рассказывание и пересказы сказок по схемам. Следующим включаю в свою работу рассказывание стихотворений по схеме (схема стихотворения Е. Благининой «Мама спит, она устала»)
Практическая часть:
- Я предлагаю рассказать сказку по таблице (схемы сказок «Колобок», «Три медведя»)
Следующий, III-й этап формирования связной монологической речи –творческое рассказывание - это продуктивный вид деятельности, конечным результатом которого должен быть связный, логически последовательный рассказ. Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности детей. Словесное творчество для детей выражается в различных формах: в сочинение рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц.
Практическая часть:
-Я предлагаю вам игру «Сказочники». Вы должны выбрать себе персонажа и сочинить совместно сказку. (В игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняю уже новые сказки. В своих сочинениях старались сохранить и описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу веду индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребёнка) Педагоги выбирают себе персонажа кукольного театра и совместно пытаются сочинить сказку.
По аналогии на этапе творческого рассказывания можно использовать игру
«Перевёртыши» или «Сказка наоборот»(например, сказка «Красная шапочка» преобразуется в сказку «Зелёный беретик»)
- В наше время информационных технологий, использую ресурсы сети интернет для заучивания с детьми стихотворений с помощью живых мнемотаблиц. (Педагогам предлагается живая мнемотаблица на экране для заучивания стихотворения «Огород»)
Рефлексийно- оценочный этап:
- Уважаемые коллеги, наш мастер – класс подошёл к концу. Я вам предлагаю выбрать любую из представленных фраз (раздаются карточки) и продолжить её.
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно, но…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я приобрела…
Я научилась…
У меня получилось…
Я смогла…
Меня удивило…
Мне захотелось…