Надежда Панова
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
Цель:
познакомить родителей с понятием «связная речь», с основными задачами развития связной речи в домашних условиях.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Содержание:
что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды - это рассказ и пересказ.
При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком.
Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению
Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.
Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:
1. Формировать интерес ребенка к художественной литературе. Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
2. Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т. п.);
б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);
в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.
г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.
Игры и упражнения для развития связной речи детей могут быть интересны и полезны всем членам семьи. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх: «Вспомним случай», «Рассказы по картинкам», «Чем закончилось?», «Лучший друг», «Репортаж», «Бюро путешествий», «Изменение ситуации в знакомых сказках», «Закончи сказку», «Если вдруг».
Советы родителям:
• Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
• Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.
• Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
• Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
• Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
• Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
• Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
• До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале сказок. Прочитав сказку, задайте ребёнку вопросы по её содержанию, следите, чтобы ребёнок отвечал полным ответом.
• Побуждайте детей рассказывать о каком-либо интересном для него событии, игре, просмотренном мультфильме. Слушайте ребёнка внимательно, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопросов.
• Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки
ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.
• Соблюдению последовательности в изложении событий помогает составление
рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых
представляет собой чёткий план рассказа.
• Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком
эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме
позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
• Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то
быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Список использованной литературы:
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Просвещение. - 1997.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ А. М. Бородич. 2-е изд. - М. : 1984.
3. Большева Т. В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
4. Дьяченко О. М. Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2006
5. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е. И. Тихеева. - М. : 1981.
6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.