Наталья Филюшина
Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 24 «Малыш»
Программа профессионального саморазвития
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
Воспитатель:
Филюшина Н. Б.
Городской округ г. Бор
2016 год
Содержание
Актуальность…. 3
Сроки реализации, цель, задачи…. 4
Ожидаемые результаты….5
Термины и понятия…5
Публикация «Программа саморазвития „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Основные направления реализации программы….6
Этапы реализации программы.
1. Аналитико -проектировочный этап…7
Анализ психолого-педагогической литературы по теме…. 7
2. Практический этап…. 8
Взаимодействие с детьми…. 9
Взаимодействие с родителями….23
Взаимодействие с коллегами…. 25
3. Обобщающий этап….25
Актуальность
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Требования законодательства и ФГОС ДО гласят: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Кроме того, одна из задач годового плана ДОО по методической работе звучит : «Оптимизация системы работы по речевому развитию детей через использование инновационных развивающих технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.
Зачастую мы, педагоги, слышим от родителей такие слова : «У нас стихи не запоминаются! Ребенок не может быстро запомнить текст, переставляет слова местами». Действительно, если предложить ребенку рассказать стихотворение, он первым делом вспомнит строчки из стихотворения с последнего праздника или развлечения.
Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является наглядность. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я решила использовать в работе по речевому развитию технологию мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем
мире, эффективное запоминание структуры стихотворения, рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Недостаточно обогащен активный словарь; достаточно слабо развита связная, грамматически правильная диалогическая речь; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Необходимо в следующем учебном году продолжать вести работу по обогащению у них словаря, закреплению умения вести диалоги, монолог, отвечать на вопросы принимать игровые задачи, общаться с взрослыми и сверстниками. Выявлена необходимость развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении. Правильно произносить гласные и согласные звуки.
Сроки реализации программы :
Сентябрь 2016 - май 2018 уч. гг.
Цель
Повышение уровня профессионального развития педагога по теме : «Речевое развитие с использованием приемов мнемотехники у детей старшего дошкольного возраста»
Задачи
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
-Разработать методические и дидактические материалы (проекты, серия конспектов, комплект электронных образовательных ресурсов) по теме, дидактические игры и пособия для детей
-Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе
-Представить материалы в процессе методической работы (открытые мероприятия, выступления, обобщение опыта, аттестация)
Ожидаемые результаты реализации программы саморазвития
-Аналитическая справка по результатам анализа психолого-педагогической литературы по проблеме.
- Мониторинг на конец учебного года. Уровень знаний, умений и навыков детей в области «Развитие речи» достиг неплохих результатов: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин, употребляют синонимы, антонимы. Различают понятие звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
-Пакет методических, дидактических и демонстрационных материалов по теме
-Аналитическая справка по результатам апробации методических, дидактических и демонстрационных материалов.
-Выписки из протоколов педагогических советов, выписки из приказов по ДОО о стимулирующих выплатах, публикации, грамоты, благодарственные письма
Термины и понятия
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
.
Приемы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, ввести в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку, из мнемоквадратов и мнемодорожек можно составить мнемотаблицы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п., (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Основные направления реализации программы саморазвития педагога
-Самообразование по теме.
-Взаимодействие с детьми в процессе апробации материалов.
-Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.
-Взаимодействие с коллегами.
Этапы реализации программы
1. Аналитико-проектировочный этап
Анализ психолого-педагогической литературы по теме
Изучение нормативных документов:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам дошкольного образования».
-Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО).
-Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации.
Изучение методической литературы
Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» СПб, 2009
Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»-
Дошкольное воспитание. 2003.№10 с 16-21
Широких Т. Д. «Учим стих- развиваем память».Ребенок в детском саду. 2004 №2 с 59-62
Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: ДетствоПресс, 2005. – 96 с.
Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998. – 207с
.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ. ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.
Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
2. Практический этап
Взаимодействие с детьми
Мнемоника, или мнемотехника, - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц нa занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Таблицы используются для:
• обогащения словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественной литературы,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов.
Мною были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказовоб игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, если на начальном этапе работы мною были предложены готовые схемы, то на следующем происходило коллективное обсуждение различныХ версий и отбор наиболее удачных вариантов. Постепенно дети начинали проявлять творческую самостоятельность, и мы вместе создавали мнемотаблицы.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря
.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
на 2016-2017 уч. гг.
Сентябрь
1Анкетирование: «О развитии речи вашего ребенка»
Цель: Получение и анализ информации об отношении родителей к работе по развитию речи :
2. Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как течь то говорит, словно реченька журчит».
Цель: Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, включая развитие речи.
3. Организация мини-центра «Развитие речи»
Цель: Привлечение родителей к распечатке материалов по развитию речи дошкольников, изготовлению картотеки.
Октябрь
1 Консультация «Роль семьи в развитии речи детей»
Цель: Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи. Привлечение внимания к важности грамотной речи при общении с ребенком дома.
2. Пепка-передвижка «Читаем вместе с детьми»
Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний.
Ноябрь
1. Родительское собрание «Использование методов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить детей с методом мнемотехники как эффективным способом развития связной речи детей.
2. Буклет «Мнемотехника в помощь мамам и папам»
Цель: Познакомить родителей с приемами развития связной речи детей.
3. Открытое НОД «Составление описательных рассказов об игрушках с использованием мнемотаблиц»
Цель:Распространение среди родителей педагогических знаний по развитию речи у детей.
Декабрь
1. Консультация «Учим стихотворения с использованием метода мнемотехники».
Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей, нацелить родителей на дальнейшее сотрудничество.
2. Мастер-класс «Как составить мнемотаблицу к стихотворению»
Цель: Обучение родителей приёмам и методам развития речи с помощью приемов мнемотехники.
3. Совместная подготовка к новогоднему утреннику
Цель:. Привлечение родителей – подготовка детей к выступлению на новогоднем утреннике. Использование метода мнемотехники при разучивании стихотворений, песен.
Январь
1. Консультация «Пересказ. Учим детей пересказу русских народных сказок с использованием метода мнемотехники»
2. Папка- передвижка «Сказка- как прием развития детской речи».
Цель: :Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
3. Памятка для родителей «Сохраним для деток сказку»- рекомендации по подбору материала для чтения детям.
Февраль
1. Консультация «Учим детей составлению рассказов по сюжетной картине с использованием метода мнемотехники».
Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний по развитию речи у детей
2. День открытых дверей. НОД «Драматизация сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Цель: Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей. Формирование интереса к жизни группы.
Март
1. Совместная подготовка к весеннему празднику «8 Марта»
Цель: Приобщение родителей к организации и активному участию в мероприятиях группы.
2. Конкурс чтецов «Вечер поэзии»
Цель: Привлечение родителей - использование метода мнемотехники при разучивании стихотворений.
Апрель
1. Консультация «Загадки как средство развития речи»
Цель: Повышение педагогических знаний родителей по речевому развитию детей.
Май
1. Родительское собрание «Подведение итогов работы за год». Просмотр презентации «Все, все про нас».
Цель: Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.
2. Анкетирование «Чему мы научились»
Цель: Получение и анализ информации об отношении родителей к работе по развитию речи
3. Памятка «Работа по речевому развитию в летний период»
Цель: Нацелить родителей на продолжение работы по развитию речи детей в летний период
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
на 2017-2018 уч. гг.
Сентябрь
1. Выступление на родительском собрании «Как успешно подготовить ребенка к школе. Особенности речевого развития детей 6-7 лет».
Цель: Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, включая развитие речи, и привлечение внимания родителей к важности речи для обучения в школе
2. Памятка ««Требования, предъявляемые к развитию речи ребенка (подготовительная группа)»
Цель: Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду.
Октябрь
1. Консультация «Чтение сказок как одно из условий развития речи»
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
2. Мастер- класс «Составляем мнемотаблицы к сказкам»
Цель: Обучение родителей приёмам и методам развития речи с помощью приемов мнемотехники.
Ноябрь
1. Конкурс «Лучшие мнемотаблицы к сказкам и рассказам для детей».
Цель: Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей. Формирование интереса к жизни группы.
Декабрь
1. Совместная подготовка к новогоднему утреннику
Цель: Привлечение родителей – подготовка детей к выступлению на новогоднем утреннике. Использование метода мнемотехники при разучивании стихотворений, песен.
Январь
1. Консультация «Обучение детей творческому рассказыванию по опорным схемам».
Цель: Повышение уровня знаний у родителей в области развития речи детей.
Февраль
1. День открытых дверей НОД «Сказка на новый лад».
Цель: Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей. Формирование интереса к жизни группы.
Март
1. Конкурс чтецов «Праздник красивой речи».
Цель: Привлечение родителей - использование метода мнемотехники при разучивании стихотворений
Май
1. Выступление на родительском собрании «Готовность детей к школе»
Цель: подведение итогов совместной работы по речевому развитию детей.
Взаимодействие с коллегами
Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники при разучивании стихотворений»
Показ открытого НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали….», «Составление описательного рассказа по теме «Весна».
Выступление на районном МО на тему: «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
3. Обобщающий
В ходе реализации программы был собран достаточно обширный методический, дидактический материал по теме, который был реализован в работе с детьми, родителями (законными представителями, педагогами. Демонстрация методических разработок осуществлялась как при непосредственном общении, так и транслировалась в педагогическом интернет сообществе.