Ирина Францева
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Выполнила: воспитатель МКДОУ № 4 Францева И. П.
Цель кружка:
Публикация «Опыт работы „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Учить исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами. Разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслонять их, выбирать разнообразные движения и действия, все время чувствовать рядом с собой партнеров, находить выразительные средства исполнения роли своего персонажа. Стремиться оформить место персонажей некоторыми элементами декорации.
Задачи кружка:
1. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание и различных качеств личности (самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости).
2. Познакомить с чувствами, настроениями героев; помочь освоить способы их внешнего выражения, осознать причины того или иного настроения.
3. Создать благоприятную атмосферу для дружественных взаимоотношений; дать возможность объединиться детям общей идеей, переживаниями; сплотить на основе интересной деятельности, позволить каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
4. Познакомить с понятиями «мимика», «жест», «пантомима», упражнять с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов, пантомимы
Используемая литература:
1. Антипина Е. П. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2008.
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М. ,2004.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Введение
Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства.
Связная речь является средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в школе. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических. работников. Исследованиями речевого развития дошкольников занимались С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина, М. И. Лисина и другие. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности.
Среди многообразия методов и приемов, используемых в данном направлении воспитания детей, моё внимание привлекли возможности театрализованной деятельности. Именно театрализованная деятельность, как один из видов игровой деятельности, способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.
К сожалению, в современных условиях в дошкольных учреждениях недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной деятельности. Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что система работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности недостаточно разработана. Поэтому я решила исследовать эту проблему и провести работу, направленную на развитие связной речи детей, через деятельность театрального кружка «Гармошечка» и проведение игр.
В связи с этим, целью нашей работы стало- повысить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Я предполагаю, что театрализованные игры и деятельность детей в театральном кружке «Гармошечка» послужат важнейшими факторами, стимулирующими развитие у детей связной речи. А значит, будут способствовать повышению уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в диалоге и монологе.
На протяжении дошкольного детства идет активная работа по развитию связной речи. Происходит формирование диалогических и монологических умений. Одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей дошкольника- является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность помогает решать речевые задачи через совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты этой деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и тематических вечеров.
В нашем детском саду был организован театральный кружок «Гармошечка».
Целью кружка стало- развитие связной речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Представленную цель реализовывали через следующие задачи :
1. Создать условия для развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
2. Дать разностороннее представление о различных видов театров, профессии людей создающих спектакли.
3. Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
4. Совершенствование познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
5. Создать благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.
6. Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
Работа театрального кружка «Гармошечка» предназначена для детей старшей и подготовительной групп и рассчитана на 2 года обучения. Работа кружка опирается на ведущие цели и задачи программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Занятия в театральном кружке проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 мин. Оптимальное время для проведения занятий театрального кружка - четверг, вторая половина дня.
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий, поэтому первым этапом моей работы стало - создание театрально- игровой среды кружка. Для этого в группе был отведен уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем располагались разные виды театров : настольный, бибабо, на фланелеграфе, теневой и другие. В дальнейшем, мы с детьми изготавливали театральных героев на ложках, бутылках, губках. Конечно, не обошлось без родителей, они помогли нам связать сказочных героев для пальчикового театра.
В уголке расположился реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: костюмы, атрибуты, маски, ширмы для кукольного театра, театральный реквизит, книги, афиши, касса, билеты.
Не забыли и про режиссерские игры. Отвели место для игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, на рукавичках, на бутылках. Организовали игровое пространство- игровые поля по различным сказкам (конечно, в соответствии с возрастом детей, сказочный городок из ракушек для обыгрывания.
Необходимо было подобрать соответствующий дидактический материал: театрализованные игры; инсценировки по литературным произведениям; подборку иллюстрированных книг из серии «Русские народные сказки», а также разработать сценарии тематических вечеров.
Таким образом, следующим этапом подготовки стала подборка театральноигрового материала.
Для того чтобы кружок функционировал, нужно было разработать перспективный план работы на год, где отражались бы основные направления работы по развитию связной речи. Был составлен перспективный план работы театрального кружка «Гармошечка» с детьми старшего дошкольного возраста, который представлен в приложении 1.
Очень многое зависит от родителей. Если родители заинтересованы, то и ребенок будет "гореть". Именно они — самые желанные зрители на театрализованных представлениях. Поэтому, мы провели родительское собрание, где постарались раскрыть положительное влияние театрализованной деятельности на речевое развитие ребенка.
Основным этапом работы по развитию связной речи стала театрально-игровая деятельность детей в рамках кружка «Гармошечка». Каждое занятие проходило по определенной структуре. Изучив методическую литературу и разработки коллег по проведению театрализованных занятий в детском саду, мы разработали свою структуру занятия, которая наиболее полно отражает цели и задачи кружка. На наш взгляд, наиболее целесообразно давать знания детей блоками (см. Приложение 2).
Структура занятия театрализованной деятельности кружка включает :
1 блок- театральная «любознайка». Форма проведения- познавательная беседа.
Педагог в начале занятия проводит небольшую беседу познавательного характера. Это может быть знакомство с театральными понятиями. Знакомство начинается с более простых понятий, которые постепенно усложняются. Дети знакомятся с театральными профессиями : гример, костюмер, режиссер. Пробуют себя в этой роли, разыгрывая мини-этюды.
Раз в месяц проводиться беседа о культуре поведения в театре. Дети закрепляют правила поведения в театре, что значит быть «культурным зрителем». Полученные знания закрепляются в мини- спектаклях, которые разыгрываются «артистами» перед другой частью детей «зрителей».
Через беседы происходит знакомство детей с разными видами театров (настольным, пальчиковым, на фланелеграфе и др, с историей их возникновения.
При подготовке детей к спектаклям, проводятся беседы по литературному произведению. Педагог с детьми обсуждает главную мысль произведения; характерные особенности героев; повадки животных и др.
2 блок-«игралочка»~ игры на развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи (основы актерского мастерства)
Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные игры: на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, выразительности речи.
В кружке используются упражнения над голосом в движении “1,2, 3, 4, 5, будем дружно мы играть”. Упражнения на координацию движения и речи “Васька-козел” Я. Аким; «Синичка»; песня «У оленя дом большой» и другие.
Образные двигательно-речевые миниатюры, помогают преодолеть речевые недостатки. Проводимые двигательно-речевые миниатюры «Мишка», «Жук», «Стирка» учат детей координировать свои действия с текстом.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Поэтому в кружке применяются упражнения на развитие речевого дыхания. Например, «Осенние листья», «Одуванчик», «Плыви кораблик», и другие.
На театрализованных занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек. Придумывают рифмы к словам. Например, ритмическая игра “Капли” М. Картушина, упражнение на развитие артикуляции «Пяточок», «Обезьяны».
Используются этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: «Разбуди товарища», «Дойди до цели».
Даются задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи. Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой. ” Этюды на простейшие виды общения «Подружки», «Поздравления» и другие.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Поэтому в театральном кружке проводятся игры, направленные на развитие выразительности движения (имитационные движения, ритмопластика, этюды на выражение основных эмоций). Дети в игровой форме осваивают основы актерского мастерства.
3 блок-«выступалочка» - инсценировки, игры- драматизации, подготовка к спектаклям.
На этом этапе дети разучивают небольшие сценки, драматизируют сказки, показывают мини концерты, используют в играх настольный театр, пальчиковых и перчаточных кукол. Причем, дети делятся на «зрителей» и «актеров», которые показывают мини- спектакли. Для детей более старшего возраста, используются сценки- импровизации. Каждый раз «зрители» и «актеры» меняются местами, что позволяет им примерить на себя разные роли и закреплять культуру поведения в театре.
С группой наиболее активных детей мы драматизируем простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизируем произведения с небольшим количеством действий.
При постановке спектакля, герои поют, танцуют, говорят - отсюда идёт развитие выразительной речи, мимики, жеста.
Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировки- фантазии, где дети придумывают
5
поведение героев, диалоги, которые не описаны в тексте, а затем- проигрывают. Готовя спектакли по сказкам нужно обязательно разобрать сюжет, дать характеристику времени, главным героям, рассмотреть иллюстрации, прослушать музыкальный материал.
Нельзя во время репетиций перегружать детей, иначе пропадёт интерес. Нужно давать возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, тогда все дети будут знать слова и смогут заменить друг друга.
Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно- речевую деятельность.
Для самостоятельного показа используются хорошо знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок» или произведения собственного сочинения (уже. в более старшем возрасте). Самостоятельная театральная деятельность детей может выводиться из занятия в вечернее и утреннее время или плавно перетекать из занятия.
4 блок- «мастершка»-изготовление атрибутов и костюмов к спектаклям
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это также развивает мелкую моторику рук, фантазию, образное мышление. Изготовление кукол происходит из разных материалов. Это могут быть бутылки, ложки, поролон и другие материалы. Дети изготавливают атрибуты, маски для спектаклей. Изготовление атрибутов можно осуществлять на занятиях по конструкторской деятельности, по изобразительной деятельности, в самостоятельной деятельности детей.
Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями.
Результатом работы кружка, конечно же, является -проведение спектаклей к праздникам, досугов и развлечений. Спектакли показываются детям других групп, родителям, приурочиваются к праздникам. Важно участие родителей в тематических вечерах. Мною были подобраны и разработаны сценарии тематических вечеров «Чайный вечер», «Уроки вежливости» и других с использованием театрально- игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 3).
Кроме работы в кружке, работа по развитию связной речи ведётся через использование театрализованных игр в свободное время. Проведение игр
6
можно осуществлять как отдельно, так и включать в организованную деятельность детей (см. Приложение 4).
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности Таким образом, театрализованная деятельность детей, явилась стимулятором для развития связной речи.
Заключение
Опыт работы и проведённая диагностика показали, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшилось настроение, появилась уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, общаются доверчивее.
Обучение связной речи с помощью театрализованных игр проходит легко и свободно, без строгих правил и навязчивости. Занятия в театральном кружке помогают решать сразу несколько задач: развитие речи и творчества, самовыражения. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.
Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи. В играх ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
Таким образом, комплексный подход с применением театрализованных игр и занятий позволит педагогам решать целый комплекс речевых задач, сделать жизнь ребенка богаче и разнообразнее.
Практическая значимость опыта состоит в том, что его могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи.
Структура деятельности театрального кружка «Гармошечка».
1 блок- театральная «любознайка»- познавательная беседа.
-театральная грамотность (знакомство с театральными понятиями и профессиями; правилами поведения в театре);
-виды театров (знакомство с пальчиковым театром, теневым, куклами би-бабо, перчаточным и другими)
-обсуждение литературных произведений для драматизации и характеров героев.
2 блок- «игралочка»- упражнения, игры, этюды.
-игры на развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи; -ритмопластика;
-актерское мастерство
3 блок- «выступалочка»- инсценировки, игры- драматизации, подготовка к спектаклям.
-основные принципы драматизации -основы кукловождения -самостоятельная театральная деятельность