Наталья Возко
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки».
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы „В гостях у сказки“,» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Формирование связной речи имеет важнейшее значение, это определяется ведущей ролью детей старшего дошкольного возраста.
В все чаще и чаще у детей наблюдаются те или иные отклонения в речевом развитии, особенно в развитии связной речи. Это объясняется тем, что в настоящее время растет количество детей рожденных с перинатальной патологией ЦНС, что влечет за собой проблемы в речевом развитии. Еще одним существенным фактором является невнимание родителей к развитию речи своего ребенка : дети не знают стихов, сказок, рассказов, не умеют правильно логически построить свое высказывание, прочтение книг родители заменяют просмотром мультфильмов.
В связи с изложенной проблемой мной было разработано пособие по развитию связной речи «В гостях у сказки», которое включает в себя перспективно-тематическое планирование и конспекты некоторых занятий.
Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Развитие лексико-грамматического строя речи.
• Активизация и расширения словаря.
• Формирование самостоятельности высказываний, и их структурную оформленность.
• Развитие навыка пересказа.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Приобщение детей к фольклору.
• Развитие творческого потенциала детей.
Вся кружковая работа построена на основе сказок. Так как сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Вообще, художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологический мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый вид восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой.
В нашем тематическом планировании в каждой сказке отражается лексическая тема, которая предусмотрена программой ДОУ.
На занятиях проводится работа по совершенствованию грамматического строя речи, развитие мелкой моторики и ВПФ, что дает базу для развития связной речи.
Занятие строится по принципу от простого к сложному. С начало дети учатся отвечать на вопросы, затем строить различные типы предложений, пересказывать сказку :
по вопросам;
по картинкам;
совместный пересказ;
отраженный пересказ;
пересказ по составленному плану;
пересказ с элементами драматизации.
Структура, содержание и форма предлагаемых занятий позволяют предположить, что уровень связной речи значительно повысится, так как многие методы и приемы работы по развитию связной речи были ранее нами использованы и показывали прекрасные результаты.
Пособие включает конспекты некоторых занятий, перспективно-тематическое планирование, в котором указана тема сказки, лексическая тема, предусмотренная для занятий по развитию речи в подготовительной группе, прописаны цели занятия, словарь и содержание работы.
Структура занятий:
1) Организационный момент – встреча гостя, от имени которого будет рассказана сказка.
2) Игры для развития лексико-грамматического строя.
3) Развитие мелкой моторики.
4) Прочтение сказки.
5) Беседа по сказке с использованием сюжетных картинок.
6) Пересказ сказки.
7) Инсценировка или игра-драмматизация.
8) Знакомство с пословицами.
9) Итог занятия – вывод, который логопед делает совместно с детьми.
Для оценки качества проводимой работы проводится диагностика в начале года и в конце. При обследовании развития связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему рассказ или сказку. Пересказы и коммуникативные умения анализируются по следующим показателям:
1. Понимание текста
2. Структурирование текста
3. Лексика
4. Грамматика
5. Плавность речи
6. Коммуникативные умения
Пособие адресовано логопедам, воспитателям коррекционных и образовательных групп. Пособие может быть использовано для кружковой работы и для организации дополнительных платных услуг.