Надежда Прудникова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Детям трудно дается составление рассказа по серии сюжетных картин, они просто перечисляют предметы или действия, изображенные на картинках. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживается полное непонимание прочитанного текста, нарушение последовательности о передаче событий, пропуск существенных моментов, многочисленные повторы. Но самым сложным для этих детей является самостоятельное описание игрушки или знакомого предмета, оно ограничиваются перечислением частей предмета, или перескакиванием с одной мысли на другую. Речь при этом становится более аграмматичной.
Одной из эффективных развивающих технологий признана технология ТРИЗ – РТВ.
Что же такое ТРИЗ – РТВ? ТРИЗ – теории решения изобретательских задач; РТВ – развитие творческого воображения; ТРИЗ – РТВ – мышление нового поколения.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, а также дальнейшее совершенствование связной речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста.
На базе любой образовательной программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. К наиболее адаптированным к дошкольному возрасту методам относятся : круги Луллия, «мозговой штурм», метод синектики, фантастическая аналогия, личная аналогия или эмпатия, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, игра «Да – нет», типовые приемы фантазирования, работа с противоречиями, обучение составлению сказок, загадок, сравнений.
Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. «На основе игровой деятельности у ребенка формируется …воображение»,- писал в своих трудах В. В. Давыдов. В технологии ТРИЗ используется множество игровых методов и приемов, что наиболее адекватно для работы с детьми дошкольного возраста.
Многие методы ТРИЗ – РТВ (составление загадок, метафор, лимериков, сказок и мн. др.) как раз и становятся «пусковым» механизмом в становлении речи детей.
Эффективными для формирования навыка составления рассказов являются методы «Фантастические гипотезы». Например, по лексической теме «Космос» предполагает ребенок или взрослый, что было бы, если бы мы отправились в путешествие на Луну. Начинаем логическую цепочку: Что мы возьмем с собой в дорогу? (продукты, лекарства, технику, приборы, литературу, подарки-сувениры и т. д.) Во что мы всё упакуем? Как мы оденемся, обуемся? На чём будем путешествовать?. Мы прилунились. Как будет выглядеть Луна? Что мы увидим? Услышим? Можем попробовать на вкус? Какие ощущения испытаем, потрогав или погладив что-то? Какие запахи мы почувствуем?
Как мы будем использовать то, что взяли с собой? (бинокли, техника и др.) Если встретили лунатика, то можно вести беседу по методу контрольных вопросов: Кто был? Кого встретил? Что сказал? Что ответил? Если это неодушевленный предмет – что при этом сказали люди? Куда пошли? Что делали? Чем вся история закончилась? Чем закончилось наше путешествие? Детям предлагается нарисовать всё то, о чём говорили.
Использование адаптированных методов ТРИЗ – РТВ с детьми дает несомненные преимущества:
• В активизации познавательной деятельности детей;
• В создании мотивационных установок на проявление творчества;
• В создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексикой, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
• В повышении эффективности овладения всеми языковыми средствами родного языка;
• В формировании осознанности в построении лексико- грамматических конструкций;
• В развитии гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Игры ТРИЗ – РТВ могут быть организованы как с помощью взрослого, так и самостоятельно детьми в свободной деятельности. С помощью игр должны развиваться и совершенствоваться навыки связной речи.