Евгения Григорьева
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, пассивны на занятиях, плохо включаются в игры.
Почему именно старший возраст является сензитивным периодом для развития связной речи у детей дошкольного возраста?
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
1. Потребность в высказывании: педагогический потенциал детей шести лет – «собеседники», личностная позиция – «почемучки», коммуникативная позиция «парное партнёрство»
2. Речевая среда: большое количество сюжетно – ролевых игр, разнообразие дидактического материала, театрализованная деятельность, формирование воссоздающего воображения.
3. Средства языка: к 5 годам возрастает речевая активность ребёнка, заканчивается естественное становление речевых компонентов.
Всем педагогам известно, что личность развивается в деятельности. Так вот для развития активной речевой деятельности наиболее благоприятен именно старший дошкольный возраст, раскрывающий перед ребёнком и перед педагогом широкие горизонты познания.
Любая педагогическая деятельность, если она ведётся в системе, характеризуется своей стратегией и тактикой педагога. Развивать речь это значит предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний; совершенствовать речевую деятельность воспитателя; формировать отдельные речевые умения детей :
Ориентироваться в ситуации общения;
Планировать содержание высказывания;
Реализовывать намеченный план. Раскрывать тему и основную мысль;
По заголовку определять тему;
Выделять отдельные факты.
Очень важно, чтобы обучение родному языку было осознанным и осмысленным ребёнком, т. е. мотивированным. Обучение, которое сводится только к накоплению знаний, умений и навыков и не формирует у детей умение думать, малоэффективно как для развития речи, так и для умственного развития в целом.
Развивающий эффект обучения определяется и тем, насколько оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности детей. Для этого содержание обучения должно предусматривать варианты решения поставленных задач, чтобы ребёнок имел свободу выбора.
Давно считается, что успех является результатом заинтересованности, а неудача – результатом её отсутствия. Какие же средства помогают достичь желаемого результата по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста :
Содержательная жизнь детей в детском саду;
Художественная литература;
Изобразительная деятельность;
Театрализованная деятельность
Окружающая речевая среда;
Совместная с детьми деятельность.