Елена Бабарико
Развитие социальной компетентности ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста через работу по формированию художественных и интеллектуальных способностей.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
• развивать у детей интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, отражать свои чувства и мысли в творческой деятельности;
Публикация «Развитие социальной компетентности ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• развивать умение понимать взаимосвязь и красоту природных явлений, научить детей видеть и понимать красоту окружающего мира;
• познакомить с разными видами изобразительной деятельности : живописью, иллюстрациями к произведениям художественной литературы (книжной иллюстрацией, скульптурой малых форм, народным декоративно-прикладным искусством, керамическими изделиями;
• развивать у детей эстетический вкус, интерес и любовь к миру искусства, научить детей воспринимать мир искусства, понимать его, воспитывать потребность в красоте;
• формировать образное представление о предметах и явлениях окружающего мира, видеть их общие типичные признаки и свойства, некоторые индивидуальные проявления, учить анализировать предметы (основные части, их форма, расположение, соотношение по величине, элементы, цвет и т. д.);
• научить определять некоторые изобразительные средства : сочетание красок, выразительность формы, детали, цвет и композиция в живописи, яркость, декоративность, связь узора с формой и назначением предмета;
• совершенствовать элементарные навыки и умения в изобразительной деятельности, закреплять технику владения кистью, карандашом, ножницами;
• познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной деятельности (тестопластикой, художественным конструированием и т. д.);
• воспитывать творческую мысль, фантазию каждого ребенка, его творческое воображение, самостоятельность, инициативность, умение согласовывать замыслы и действия.
Эти задачи осуществлялись через интегрированные занятия, совместную подгрупповую (кружковую) и индивидуальную деятельность, которую я проводила в свободное от занятий время во второй половине дня и вечером. Работу строила по плану (соответственно проектной деятельности, поощряла самостоятельную деятельность. Для развития социальной компетенции использовала разные виды детской деятельности: занятия по синтезу искусств, игры, упражнения, экскурсии, прогулки, сюжетно-ролевую игру.
В своей работе использовала всевозможные приё мы и методы:
наблюдение за живой и неживой природой, беседы, художественное слово (рассказы, сказки, стихи, рассматривание репродукций картин, выставки детских работ, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Мне удалось достичь следующего:
1. Всех детей заинтересовала художественно-творческой деятельностью.
2. В ходе изобразительной деятельности дети сдружились, сблизились с воспитателем, приобрели навыки продуктивного взаимодействия, речевого этикета.
3. Со многими детьми установила теплые эмоциональные отношения, нашла к ним индивидуальный подход, чтобы помочь им в преодолении негативных черт: драчливости, нетерпимости друг к другу, неумения пользоваться речевым этикетом. У детей с низким социальным развитием повысилась самооценка, появилась усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, целеустремленность.
4. Дети стали интересоваться произведениями искусства.
5. У многих сформировалась самостоятельная творческая активность, фантазия, их художественные работы стали более качественными.
Я считаю, что нужно постоянно ненавязчиво контролировать развитие художественно-творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей ребенка. Нужно развивать у детей способность к рефлексии, анализу своего творчества: что сумели сделать, выполнить, а что – нет? Почему? Как достичь цели? Я не добиваюсь от детей точного копирования образца художественной работы, хотя легче как раз скопировать, я нацеливаю детей на проявление собственной индивидуальности, творчества и многим это удается. Утверждаю, чтобы заинтересовать детей художественной деятельностью, надо самому педагогу быть увлеченным этим делом.
В групповом помещении создана развивающая предметная среда, благоприятные условия для самостоятельной изобразительной деятельности, творчества. Детям доступны схемы по оригами, разнообразный изобразительный материал, образцы работ художественного рукоделия, игры, репродукции картин.
Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, они участвуют в создании совместных коллажей и других работ, таких как: «Генеалогическое древо», «Красная книга», «Любимое место в Абакане», «Древняя Хакасия», «Правитель сказочной страны», «Наши права». Родители всегда интересуются успехами своих детей, рассматривают выставки детских работ, помогают мне обеспечить детей бумагой и изобразительным материалом.