Ирина Красильщикова
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии»
2 слайд. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
3 слайд. Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».
Публикация «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
4 слайд. Я работаю с детьми с ОВЗ. Каждый ребёнок для меня хрупкий сосуд, с которым я обращаюсь очень бережно и с особой заботой и вниманием, чтобы не травмировать и не разрушить его индивидуальность и уникальность, а наоборот наполнить его теми положительными и полезными качествами, которые ему нужны ему на определённом этапе развития.
5 слайд. Д. И. Фельдштейн указывает на то что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми и сверстниками.
Если ещё 2-3 десятилетия назад ребёнок развивался в условиях малого социума : семья, группа, ближайшее окружение, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развёрнутом социальном, в том числе в новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей и педагогов.
Все эти особенности и изменения требуют обновления всей системы образования и поиске новых подходов в обучении и воспитании дошкольников.
6 слайд. Самой новой для меня и, на мой взгляд, самой актуальной формой эффективных технологий обучения является на сегодняшний день проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс - технологий.
Чем актуален этот метод : кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, взятой из жизни, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения воспитанников анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это обучение действием.
Кейс не предлагает воспитанникам проблему в открытом виде, а детям предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.
В своей практике я использую разные виды кейсов, самые распространённые это
- анализ конкретных ситуаций, или кейс – стади;
- кейс - иллюстрации.
- фото – кейсы.
- ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование
7 слайд. Технологии кейс – стади.
Цель:
описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы
Пример: ситуация, произошедшая на прогулке.
Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения.
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
8 слайд. Кейс-иллюстрация
Цель: разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Пример: ситуация на дороге.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
9 слайд. Часто в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс» входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
10 слайд. Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
11 слайд. Если в прошлом году мои ребята стеснялись, боялись общаться с взрослыми и сверстниками, боялись сказать лишнее слово, то в этом году они не только стали более общительными и открытыми, но и наша группа вышла на более высокий уровень общения. В этом году мы принимаем участие в совместном проекте с ДОУ «Алёнушка» из г. Наб. Челны республики Татарстан. В этом ДОУ дети с различными генетическими заболеваниями, ЗПР, с нарушениями речи и слуха. На начальном этапе знакомства, перед детьми была поставлена проблема, как интересно, доступно, ярко познакомить ребят из Татарстана со своей группой, детским садом и родным городом, его достопримечательностями. Педагогам ДОУ «Алёнушка» было предложено использовать технологию фото-кейс в форме мультимедиа, для того чтобы в доступной форме объяснить воспитанникам, что существуют дети с разными возможностями здоровья, но не смотря на трудности, они тоже умеют радоваться жизни, стремятся познавать всё новое и интересное. У нас даже получилось, в тесном сотрудничестве с родителями, смонтировать видеоролик, где каждый ребёнок смог рассказать об одной из достопримечательностей города (ВИДЕО). Проект расширяет свои рамки общения, мы не останавливаемся на месте. Мы вместе, с нами рядом наши родители, нас ждёт ещё много нового.
12 слайд. Подводя итог своего выступления,
могу с уверенностью сказать, что использование кейс -технологии в жизни нашей группы позволяют нам :
• Повышать мотивацию обучения
• Развивать интеллектуальные навыки
• Развить умственные, сенсорные и речевые способности.
• Развивать аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
• Формировать навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
• практические умения
• социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение)
И хочется закончить своё выступление словами А. М. Макаренко «Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!