Татьяна Зворыгина
Развитие сенсорной культуры у детей 2–3 лет в процессе совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Основу психического здоровья и благополучия детей составляют положительные эмоции
Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерны высокая степень ориентированных реакций на всё окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует сенсорное развитие. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Публикация «Развитие сенсорной культуры у детей 2–3 лет в процессе совместной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие – это формирование новых, ранее не существовавших у ребёнка сенсорных процессов и свойств: составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение. Потому, что полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в детском саду и в школе.
Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребёнка.
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.
Задачами сенсорного воспитания являются:
* создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира;
* стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
* поддержание и развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
* знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и способами обследования предметов; содействие запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
* формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер, устанавливая тождество и различие; подбирание пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Важно, чтобы к 3 годам ребёнок выполнял простейшие продуктивные задания и усвоил, что форма, цвет т величина - это постоянные признаки предметов.
Поэтому большое внимание нужно уделить грамотной организации предметно-развивающей среды.
Групповую комнату можно разделить на центры и для обогащения чувственного опыта использовать сенсорный материал:
Центр игры: большие и маленькие куклы, транспорт, образные игрушки, разнообразные люльки, посуда, одежда и др. ;
Центр двигательной активности: кубики, мячики разных размеров и цветов, кегли, ленточки, султанчики, кольца, обручи, перекладины для перешагивания, кирпичики для перепрыгивания, ребристые дорожки;
Центр художественно - творческой деятельности (для рисования, лепки, конструирования): бумага разного формата и тона, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, кисти, тампоны, трафареты, раскраски, пластилин, тесто для лепки, цветная бумага;
Центр книги: книги с яркими иллюстрациями, новые и зачитанные, но всегда аккуратные; предметные картинки (игрушки, животные, овощи, фрукты и др., сюжетные картинки, тематические альбомы, портреты детских писателей, творчество детей (рисунки по сказкам);
Музыкально – эстетический центр: разнообразные музыкальные инструменты из дерева, пластмассы, бросового материала, молоточки, трещотки, стукалки, ксилофоны, барабаны, гармошки, дудочки и др. А также разные виды театров, в которых «Сказочные герои» изготовлены из разнообразного материала по фактуре и оформлению;
Центр сенсорики: разнообразные развивающие игры и игрушки, вкладыши, мозаика, кубики, сенсорное панно, где использованы камешки, бусинки, бисер, трубочки, ткани и материалы разных фактур и др. ;
Центр конструирования: разные виды конструкторов (мягкие, пластмассовые, деревянные и магнитные);
Центр экспериментирования: прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, природные материалы, бросовый материал,
разные виды бумаги и другие прочие материалы.
Правила для организации предметно-развивающей среды:
- всё должно быть доступно детям;
- находиться в постоянном использовании всех детей;
- для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов необходимо создавать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - нужно переводить детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества.
- каждая деятельность взрослого, детей сопровождается речью педагога;
- при использовании предметов объяснять и показывать детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации;
- оценивать достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять (очень эмоционально).
Таким образом, создание предметно - развивающей среды, разнообразие форм работы и использование нетрадиционного сенсорного материала, целенаправленное комплексное руководство совместной деятельностью, обогащение чувственного опыта в самостоятельной деятельности благоприятно воздействуют на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.