МААМ-картинки

Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 4–5 лет «Игрушки моей прабабушки»

Людмила Туманова
Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 4–5 лет «Игрушки моей прабабушки»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).

«Игрушки моей прабабушки»

программное содержание:

Воспитывать интерес к русской народной культуре, любовь к своему Ангелу-Хранителю, любовь к Родине;

воспитывать доброжелательное отношение к людям;

воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам;

дать детям знания о жизни и быте русских людей — славян, их душевных качествах — доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании;

вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам;

расширять словарный запас: предки, пеленашка, крупеничка, отдарок на подарок, полешко, покосница.

познакомить детей с русскими народными игрушками;

учить детей делать с помощью взрослых русскую народную куклу «Рождественский Ангел»;

познакомить детей с русскими народными колыбельными песнями;

упражнять детей в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов при назывании своего имени;

дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда;

развивать произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, индивидуальные творческие способности;

продолжать упражнять в умении завязывать узелки;

приобщать родителей к жизни детского сада.

демонстрационный материал:

Тряпичная кукла «Ласковушка»; образцы русских народных игрушек (свистульки из глины, дудочка, мячики из ткани, различные тряпичные куклы («пеленашка», «крупеничка», «отдарок на подарок», «полешко», «покосница», «зайчик на пальчик»); картинки, отражающие уклад жизни русского народа; запись русской народной колыбельной, запись физкультминутки «Тише, куколка»; запись песни «Песенка про ангелов».

раздаточный материал:

На каждого ребенка кукла «пеленашка», лоскут белой ткани размером 25на25см, кусочек ваты, веревочка 15-20см, разноцветные ленты, ножницы, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 часть

Дети под музыку заходят в группу.

Воспитатель (В): Ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня в группе гостей! Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): Здравствуйте!

В: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

/дети становятся в круг, улыбаются друг другу/

В: Я улыбнусь вам, а в вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

/воспитатель показывает детям тряпичную куклу/

Ребята! Посмотрите, у нас в группе появилась еще одна гостья – это маленькая кукла, а зовут ее Ласковушка. Как вы думаете, почему ее так называют?

Д: Она добрая, ласковая.

В: Ребята! Ласковушка очень хочет познакомиться с вами поближе. Хотите с ней познакомиться?

Д: Да!

В: Тогда мы будем передавать Ласковушку по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло. Начнем с меня. Меня зовут Людочка.

/воспитатель передает куклу по кругу, дети называют свои имена ласково, педагог помогает им в случае затруднения/

В: Вот Ласковушка и вернулась ко мне. Вы почувствовали сколько тепла и ласки нам подарила она? Ребята, скажите, а вам нравится, когда вас называют ласково?

Д: Да, нравится.

В: Давайте с вами всегда стараться называть друг друга ласково, хорошо?

Д: Да!

2 часть

В: Ребята, посмотрите! Кукла Ласковушка принесла к нам в группу очень много интересных вещей. Как вы думаете, что это такое?

/воспитатель показывает детям русские народные игрушки/

Д: Это игрушки.

В: Правильно, конечно же игрушки. Но эти игрушки не простые. В такие игрушки играли когда-то наши предки – люди, которые жили на Руси, в нашей стране, очень давно, задолго до настоящего времени.

А теперь, ребята, послушайте, я вам сейчас расскажу как жили наши предки.

Давно-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне – наши предки.

/Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций о жизни предков/

Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. Они много работали в поле, сеяли хлеб, ловили рыбу в реках и озерах.

Наши предки ласково обращались со своими друзьями, бедными людь-ми, странниками. Каждая семья жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи — его все почитали (относились с глубоким уважением, советовались с ним. У детей в таких семьях было много разных дел по дому: убраться, понянчить младших детей, в саду-огороде помочь. Но в свободное время, как и вы, дети играли в игрушки. Жили наши предки небогато, поэтому все игрушки были самодельными – это различные свистульки, сделанные из березы, мячики из шерсти животных, фигурки из дерева.

/воспитатель показывает детям игрушки/

Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Родители сами мастерили поделки для детей.

Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. В Древней Руси не было различий между игрушками для мальчиков и для девочек, поэтому в куклы играли все. С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой.

Вот, посмотрите, ребята. Это - кукла крупеничка. /воспитатель показывает куклу/ Изготавливали её осенью после сбора урожая. Перебирая зерно вкладывали в куклу самое лучшее. Всю зиму она стояла на обеденном столе.

Вот кукла «покосница» или «стригушка». Делалась она из стриженой травы или сена. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

В: А это – пеленашка – куколка-младенец в пеленках. Это одна из первых кукол, которую дети делали сами.

Одной из самых простых игровых кукол является кукла «Полешко». Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и кусочек ткани вместо платья.

Куколку зайчик на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

Ребнок:

Сел на пальчик зайчик

Зайчик – попрыгайчик.

Хочет он поговорить,

Хочет он с тобой дружить

Зайчик, ты зайчик,

Коротеньки ножки,

На этих ножках

Сафьяны сапожки.

/воспитатель показывает детям, как играть с зайчиком/

В: Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такие куколки уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице, а берегли в корзинах, коробах. А девочки, когда ложились спать, брали свою любимую куколку с собой и пели ей колыбельную песню, укачивая на руках, чтобы кукла уснула. Давайте с вами тоже попробуем покачать такую куклу на руках.

Ребенок: Очень хочет кукла Ляля,

Чтоб ей дети мамой стали

И с собою клали спать

В настоящую кровать.

/воспитатель раздает детям кукол и они укачивают их под звучание колыбельной песни «Ай баю, баю, баю»/

А теперь, ребята, мы сами ненадолго превратимся в маленьких куколок. Внимательно слушайте музыку: когда музыка звучит тихо – куколка спит, когда громко – прыгает и скачет.

Физкультминутка «Тихо куколка»

3 часть.

/воспитатель показывает детям куклу «отдарок на подарок»/

В: Ребята, посмотрите. Вот еще одна русская народная кукла. А называется она «отдарок на подарок». Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам. Ее делали дети с 2-х лет, благодаря родителей за подарок, например, за одежду. Дети дарили родителям куклу и при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»

/воспитатель показывает детям куклу/

В:А эта кукла называется «Рождественский Ангел». Такую куклу дети делали сами и дарили своим мамам и папам на праздник Рождества Христова, чтобы Ангел охранял всегда маму и папу от разных бед и напастей.

В: Сегодня на занятии мы попробуем с вами научиться делать такую куклу-Ангела.

Для того, чтобы сделать куклу, надо взять квадрат ткани, положить в центр квадрата кусочек ваты и, оформив шарик, закрутить веревочкой.

/воспитатель показывает последовательность изготовления куклы/

Из противоположных углов квадрата оформить крылья, обхватив их той же веревочкой. Вот так. Осталось собрать концы веревки сзади и завязать их на узелок (можно на бантик). Теперь рисуем на голове глазки и рот фломастерами. Можно куклу украсить цветными ленточками. Вот так. Кукла – Ангел готова.

Всем понятно как делать куклу? Тогда приступайте к работе. Уважаемые родители, наши пальчики еще непослушные, поэтому просим вас помочь детям в изготовлении куклы.

/Дети садятся за столы и под музыку делают кукол с помощью родителей, воспитатель помогает в случае затруднений/

4 часть. Подведение итогов занятия.

/Воспитатель собирает готовые куклы/

В: Вот какие красивые куколки у нас получились. Все молодцы, справились с заданием. А теперь мы возьмем своих кукол и пойдем играть.

Ангел мой, ты меня не оставишь,

Защитишь от печали и бед.

Белым облаком ты не растаешь,

Не исчезнешь за юностью вслед.

Обними меня крыльями ласки,

Дай мне нежность, теплом одари,

И продли мою детскую сказку

О большой, бескорыстной любви.

На этом наше занятие окончено. Спасибо всем, кто пришел к нам в гости. Храни всех вас Ангел-Хранитель.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе «Дружба начинается с улыбки»Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе «Дружба начинается с улыбки» Тема: "Дружба начинается с улыбки!" Цель: Развивать у детей элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи: - Формировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 4–5 лет «Игрушки моей прабабушки»
Опубликовано: 7 февраля 2025 в 23:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 4–5 лет «Игрушки моей прабабушки»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Туманова (УИ 1281367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД