Людмила Туманова
Конспект открытого интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей 4–5 лет «Игрушки моей прабабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).
«Игрушки моей прабабушки»
программное содержание:
Воспитывать интерес к русской народной культуре, любовь к своему Ангелу-Хранителю, любовь к Родине;
воспитывать доброжелательное отношение к людям;
воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам;
дать детям знания о жизни и быте русских людей — славян, их душевных качествах — доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании;
вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам;
расширять словарный запас: предки, пеленашка, крупеничка, отдарок на подарок, полешко, покосница.
познакомить детей с русскими народными игрушками;
учить детей делать с помощью взрослых русскую народную куклу «Рождественский Ангел»;
познакомить детей с русскими народными колыбельными песнями;
упражнять детей в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов при назывании своего имени;
дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда;
развивать произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, индивидуальные творческие способности;
продолжать упражнять в умении завязывать узелки;
приобщать родителей к жизни детского сада.
демонстрационный материал:
Тряпичная кукла «Ласковушка»; образцы русских народных игрушек (свистульки из глины, дудочка, мячики из ткани, различные тряпичные куклы («пеленашка», «крупеничка», «отдарок на подарок», «полешко», «покосница», «зайчик на пальчик»); картинки, отражающие уклад жизни русского народа; запись русской народной колыбельной, запись физкультминутки «Тише, куколка»; запись песни «Песенка про ангелов».
раздаточный материал:
На каждого ребенка кукла «пеленашка», лоскут белой ткани размером 25на25см, кусочек ваты, веревочка 15-20см, разноцветные ленты, ножницы, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть
Дети под музыку заходят в группу.
Воспитатель (В): Ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня в группе гостей! Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): Здравствуйте!
В: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
/дети становятся в круг, улыбаются друг другу/
В: Я улыбнусь вам, а в вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
/воспитатель показывает детям тряпичную куклу/
Ребята! Посмотрите, у нас в группе появилась еще одна гостья – это маленькая кукла, а зовут ее Ласковушка. Как вы думаете, почему ее так называют?
Д: Она добрая, ласковая.
В: Ребята! Ласковушка очень хочет познакомиться с вами поближе. Хотите с ней познакомиться?
Д: Да!
В: Тогда мы будем передавать Ласковушку по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло. Начнем с меня. Меня зовут Людочка.
/воспитатель передает куклу по кругу, дети называют свои имена ласково, педагог помогает им в случае затруднения/
В: Вот Ласковушка и вернулась ко мне. Вы почувствовали сколько тепла и ласки нам подарила она? Ребята, скажите, а вам нравится, когда вас называют ласково?
Д: Да, нравится.
В: Давайте с вами всегда стараться называть друг друга ласково, хорошо?
Д: Да!
2 часть
В: Ребята, посмотрите! Кукла Ласковушка принесла к нам в группу очень много интересных вещей. Как вы думаете, что это такое?
/воспитатель показывает детям русские народные игрушки/
Д: Это игрушки.
В: Правильно, конечно же игрушки. Но эти игрушки не простые. В такие игрушки играли когда-то наши предки – люди, которые жили на Руси, в нашей стране, очень давно, задолго до настоящего времени.
А теперь, ребята, послушайте, я вам сейчас расскажу как жили наши предки.
Давно-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне – наши предки.
/Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстраций о жизни предков/
Славяне были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. Они много работали в поле, сеяли хлеб, ловили рыбу в реках и озерах.
Наши предки ласково обращались со своими друзьями, бедными людь-ми, странниками. Каждая семья жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи — его все почитали (относились с глубоким уважением, советовались с ним. У детей в таких семьях было много разных дел по дому: убраться, понянчить младших детей, в саду-огороде помочь. Но в свободное время, как и вы, дети играли в игрушки. Жили наши предки небогато, поэтому все игрушки были самодельными – это различные свистульки, сделанные из березы, мячики из шерсти животных, фигурки из дерева.
/воспитатель показывает детям игрушки/
Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Родители сами мастерили поделки для детей.
Самой распространенной игрушкой были тряпичные куклы. В Древней Руси не было различий между игрушками для мальчиков и для девочек, поэтому в куклы играли все. С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой.
Вот, посмотрите, ребята. Это - кукла крупеничка. /воспитатель показывает куклу/ Изготавливали её осенью после сбора урожая. Перебирая зерно вкладывали в куклу самое лучшее. Всю зиму она стояла на обеденном столе.
Вот кукла «покосница» или «стригушка». Делалась она из стриженой травы или сена. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
В: А это – пеленашка – куколка-младенец в пеленках. Это одна из первых кукол, которую дети делали сами.
Одной из самых простых игровых кукол является кукла «Полешко». Она делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и кусочек ткани вместо платья.
Куколку зайчик на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Ребнок:
Сел на пальчик зайчик
Зайчик – попрыгайчик.
Хочет он поговорить,
Хочет он с тобой дружить
Зайчик, ты зайчик,
Коротеньки ножки,
На этих ножках
Сафьяны сапожки.
/воспитатель показывает детям, как играть с зайчиком/
В: Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такие куколки уже могла делать любая девочка.
Игрушки никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице, а берегли в корзинах, коробах. А девочки, когда ложились спать, брали свою любимую куколку с собой и пели ей колыбельную песню, укачивая на руках, чтобы кукла уснула. Давайте с вами тоже попробуем покачать такую куклу на руках.
Ребенок: Очень хочет кукла Ляля,
Чтоб ей дети мамой стали
И с собою клали спать
В настоящую кровать.
/воспитатель раздает детям кукол и они укачивают их под звучание колыбельной песни «Ай баю, баю, баю»/
А теперь, ребята, мы сами ненадолго превратимся в маленьких куколок. Внимательно слушайте музыку: когда музыка звучит тихо – куколка спит, когда громко – прыгает и скачет.
Физкультминутка «Тихо куколка»
3 часть.
/воспитатель показывает детям куклу «отдарок на подарок»/
В: Ребята, посмотрите. Вот еще одна русская народная кукла. А называется она «отдарок на подарок». Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам. Ее делали дети с 2-х лет, благодаря родителей за подарок, например, за одежду. Дети дарили родителям куклу и при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»
/воспитатель показывает детям куклу/
В:А эта кукла называется «Рождественский Ангел». Такую куклу дети делали сами и дарили своим мамам и папам на праздник Рождества Христова, чтобы Ангел охранял всегда маму и папу от разных бед и напастей.
В: Сегодня на занятии мы попробуем с вами научиться делать такую куклу-Ангела.
Для того, чтобы сделать куклу, надо взять квадрат ткани, положить в центр квадрата кусочек ваты и, оформив шарик, закрутить веревочкой.
/воспитатель показывает последовательность изготовления куклы/
Из противоположных углов квадрата оформить крылья, обхватив их той же веревочкой. Вот так. Осталось собрать концы веревки сзади и завязать их на узелок (можно на бантик). Теперь рисуем на голове глазки и рот фломастерами. Можно куклу украсить цветными ленточками. Вот так. Кукла – Ангел готова.
Всем понятно как делать куклу? Тогда приступайте к работе. Уважаемые родители, наши пальчики еще непослушные, поэтому просим вас помочь детям в изготовлении куклы.
/Дети садятся за столы и под музыку делают кукол с помощью родителей, воспитатель помогает в случае затруднений/
4 часть. Подведение итогов занятия.
/Воспитатель собирает готовые куклы/
В: Вот какие красивые куколки у нас получились. Все молодцы, справились с заданием. А теперь мы возьмем своих кукол и пойдем играть.
Ангел мой, ты меня не оставишь,
Защитишь от печали и бед.
Белым облаком ты не растаешь,
Не исчезнешь за юностью вслед.
Обними меня крыльями ласки,
Дай мне нежность, теплом одари,
И продли мою детскую сказку
О большой, бескорыстной любви.
На этом наше занятие окончено. Спасибо всем, кто пришел к нам в гости. Храни всех вас Ангел-Хранитель.