Татьяна Валерьевна Олемская
История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду есть огород. Его делали всем миром для каждой группы. Охраняет этот огород, как полагается, чучело, непременный атрибут полей, огородов и грядок. Чего греха таить, дорожки на огороде узенькие и неудобные. Проводить наблюдения и ухаживать за овощами трудно, ведь детей много и часто мы, воспитатели, работаем без помощника. Тема безопасности актуальна и поход со всей группой на огород – это проблема. Поливать всходы на грядочке этого огорода надо рано утром и вечером, а детей в это время всего 2 – 3 человека. Трубы для воды давно отслужили свой век, их нет, а много воды в лейке не принесёшь. Родители утром и вечером спешат, помочь с поливом не получается, потому что надо идти куда - то, чтобы набрать воду, а потом ещё и на огород… Да, это привлечение семей воспитанников к посильной совместной деятельности с детским садом на благо воспитания детей, но у большинства есть дачные участки, бабушки и дедушки в деревнях. Жизнь изменилась. Все бегут, чтобы вписаться в её ритм. Получается, что огород нужен воспитателю и нескольким воспитанникам. И во многих детских садах так и происходит.
Публикация «История о необычной дружбе или как воспитать трудолюбивых детей в процессе организации совместной деятельности в огороде» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Эту проблему мы с напарницей решили ещё 5 лет тому назад и вскопали грядочку на участке. Преимущество такой организации трудовой деятельности заключается в том, что у нас не просто маленькая грядочка, которую мы называем огородом – это любимая грядочка, он же любимый огород.
Работа проводится в течение года. Зимой у нас, как и положено, есть зимний огород в помещении группы. Мы проводим с ребятами опыты, экспериментальное высаживание фасоли, например. Дети не просто наблюдают за тем, как растёт фасоль в земле, воде или в «домике» из салфеток и полиэтиленового пакета, они вместе с нами, воспитателями, придумывают свою сказочную историю. Наблюдения в огороде – это для ребят чудо, без которого нет сказки. Рассказывает её Огородных Дел Мастер, который там живёт, ведь даже в выходные и праздничные дни этот «огородный» житель всё видит. Мы, воспитатели, записываем эту сказку и дополняем детскими высказываниями и рисунками. Дети любят слушать разные истории про свой огород!
Очень вкусный и полезный лук мы выращиваем в группе и едим его с ребятами на обед зимой и весной. Позже, весной мы пересаживаем лук, перец, помидоры в грунт, объясняя детям, когда это можно делать. Ребята знают, что такое заморозки, волнуются, если в мае и июне холодно. Дети переживают, когда очень жарко и знают, как сделать в земле бороздки и лунки для задерживания воды, которую будут пить корешочки.
Осенью мы с ребятами выкапывали картошку, очищали от земли, как это делают мамы и папы, бабушки и дедушки, везли в большом грузовике в группу, мыли и несли на кухню. Сколько было радости, когда дети ели варёный картофель, выращенный собственноручно! Оказалось, что эта картошка вкуснее той, что привозят в детский сад! Фотографии и информацию об этом событии мы размещали на сайте группы для семей воспитанников.
Это опыт работы за 5 лет, которая совершенствуется. Всё - таки удалось подключить семьи: папы вскапывали грядочку, бабушки несли картошку и чудо - лук, появился красивый маленький заборчик. А ещё важно то, что наблюдать за овощами можно в любое время, ведь летом мы очень много гуляем. Не надо специально идти на огород всем вместе. Дети могут делать это по желанию, вокруг грядки много места, ведь она на участке. Часто родители помогают принести лейку с водой, потому что кран с водой находится недалеко от участка, а ещё потому, что родители видят, как много раз приходится детям носить воду маленькими лейками.
В этом году у нашего Огородных Дел Мастера, который живёт в группе, появился дальний родственник. Зовут его Чучело - Мяучело из докучной сказки. Помните слова?
Чучело - Мяучело на трубе сидело,
Чучело - Мяучело песенку запело.
Только нам от песенки этой стало скучно,
Потому что песенка эта про то, что
Чучело - Мяучело на трубе сидело… И так далее…
Мы с ребятами с радостью играем в эту сказку (водим хоровод в одну, потом в другую сторону) и хохочем. Дети узнали, что такое «докучная сказка» и с удовольствием откликнулись на предложение сделать Чучело - Мяучело, которое мастерили из подручных материалов. Это коробки от небольших тортиков, пластиковые бутылки, соломка для сока и коктейля, старая футболка с забавными рожицами, мешки для мусора и т. п. Фантазировали: раз Мяучело, то должны быть усы.
Сказку тоже рассказываем все вместе, с продолжением, дополнениями, активно фантазируя и веселясь от души. Чучело - Мяучело и Огородная Сказка – это наши дорогие и любимые друзья. Вместе с ребятами мы можем сказать с уверенностью: «А наша грядочка самая лучшая, восхитительно - красивая и любимая, потому что там живёт Огородная Сказка, которую охраняет Чучело - Мяучело!»