Людмила Туманова
Использование игр для развития речевого и физиологического дыхания дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Основа любого звука - это дыхание. Можно отметить, что голос – это озвученное дыхание. Струя воздуха предназначена и необходима для дыхания, значит ребенок должен овладеть умением одновременно и дышать, и говорить. В норме, у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание, которое обеспечивает:
• нормальное звукопроизношение;
• поддержание громкости речи;
• плавность речи, выразительность;
• профилактика лор- заболеваний.
Речевое дыхание у детей с нарушениями речи (ОНР) развивается патологически. Неправильное речевое дыхание влечёт за собой нарушение звукопроизношения, а в дальнейшем и нарушения лексики, грамматики, фонетики. Детям с такими нарушениями, прежде всего, необходимо развивать объем легких и формировать грудобрюшной (диафрагмально-рёберный) тип дыхания. Правильное речевое дыхание является базой для развития не только правильной речи, но и предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие, психическое состояние. Планируя коррекционно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, необходимо помнить, что всевозможные игры, игровые приемы и упражнения с удовольствием воспринимаются детьми, помогают создать действенную, положительную мотивацию к занятиям.
В игре ребёнок более успешно решает «коррекционные задачи», сам не подразумевая этого. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует повышению эффективности работы над речевым дыханием. Мы используем в своей работе по формированию физиологического и речевого дыхания авторское пособие «Одуванчик» (автор Игнатова В. В.)
Пособие «Одуванчик» предназначено для детей с логопедическими нарушениями (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематические расстройства, заикание). Возраст детей – 5-6 лет
В процессе работы с пособием следует не переутомлять детей, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. Следить, чтобы дети не делали слишком большой вдох, не напрягали плечи и шею.
Каждый ротовой выдох контролируется движением подвески так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на нее.
Примеры упражнений с пособием «Одуванчик»
1) «Плоские и объемные»
В стране геометрических фигур все фигуры перемешались.
Воспитатель предлагает найти только плоские (или только объемные) геометрические фигуры, подуть на нужную фигуру. Затем задание усложняется, необходимо подуть на фигуры желтого (синего и т. д.) цвета
2) «Разноцветные ленточки»
Воспитатель показывает детям пособие и предлагает найти самую длинную (широкую, узкую, короткую) ленточку и подуть не нее. Просит выбрать ленточку, которая больше всего ребенку нравится и подуть на нее.
3) «Подарок маме»
Создается игровая ситуация: у мамы День Рождения, но нет подарка для нее. Детям предлагается выбрать подарок для мамочки из игрушек пособия и подуть на выбранную игрушку. Сделав плавный вдох, на выдохе произносить словосочетания «Ма, мама, мамама, мамамама.
4) «Ветерок»
В Африке очень долго стоит жаркая погода, животные устали от зноя и очень хотят, чтобы подул ветерок. Дети приходят на помощь африканским животным и создают ветерок для жителей жаркой страны. Для этого воспитатель просит детей подуть на фигурки животных.
5) «Тучка»
Воспитатель показывает детям игрушку - зайчика и говорит: «Ребята, зайчик пошел гулять, но внезапно начался дождик. Зайчик расстроен, так как он не взял зонтик. Давайте прогоним тучку, чтобы зайчик не грустил. Мы подуем на нее и тучка улетит, тогда и дождя не будет». Дети выполняют задание воспитателя – дуют на тучку.
6) «Капли дождя»
Воспитатель читает детям четверостишие, выполняя соответствующие движения:
Капал дождик на ладошку. (Дети хлопают в ладоши в ритме)
Кап-кап, кап-кап.
Я ловил малютку крошку. (Пальчиками стучать по ладошке)
Кап-кап, кап-кап.
Дождик вдруг пошел сильней. (Соединяют ладони над головой)
Побежали в дом скорей!
Спрятались в домике, молодцы!
Ребята, нам с вами дождик не страшен, а вот для маленьких насекомых, у которых нет домика, каждая капля дождя страшна, она им кажется огромной, в ней можно даже утонуть! Давайте поможем нашим друзьям насекомым и прогоним капли дождя. А для этого, подуем на них» Дети выполняют задание воспитателя, дуют на капли дождя.
7) «Бабочка – красавица»
Воспитатель создает игровую ситуацию: «Посмотрите, ребята, какая бабочка (показывает бабочку на пособии). С ней случилась неприятность, она возвращалась домой с прогулки и попала под дождь. Намокли ее прекрасные крылышки и теперь она не может вернуться домой. Давайте поможем ей и высушим ее крылья. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы крылья бабочки высохли? Давайте подуем на бабочку. (Дети выполняют задание)
8) «Лети, одуванчик!»
Загибаем пальчики - считаем цветы:
Жёлтая полянка -
Всюду одуванчики.
Радуются девочки,
Радуются мальчики.
По поляне мы гуляем,
Одуванчики считаем.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какой у нас цветок – одуванчик. Как вы думаете, почему он так называется оДУВанчик? Наверное потому, что на него нужно дуть. На нем семена – зонтики. Ветерок дует и семена разлетаются повсюду. Где семена упали – там вырастают новые растения – одуванчики. Давайте подуем на наш цветочек, чтобы скорее разлетелись его семена» (Дети выполняют задание).
9) «Рыбка плавает в пруду»
Воспитатель: «Ребята! Сегодня важное событие у жителей пруда – День Рождения у Рака. Вот и наша рыбка (показывает рыбку на пособии) собралась плыть к раку в гости. Она приготовила для рака подарок – вкусное угощенье. Но она так долго выбирала подарок, что теперь опаздывает на праздник. Давайте поможем нашей рыбке побыстрее доплыть до домика рака. А для этого, мы на нее подуем, чтобы она быстрее плыла. (дети выполняют задание)
10) «Поручения»
Воспитатель просит детей выполнить поручения:
- найти фигуру и подуть на нее (на слоника, жирафа, цветок, облако и т. д.)
- найти объемную геометрическую форму и подуть на нее (куб, цилиндр, шар)
- найти плоскую геометрическую фигуру и подуть на рее (круг, квадрат, треугольник)
В заключении хочется сказать, что работа по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР очень кропотливая и многогранная. Систематичность занятий с такими детьми крайне важна. Также, важной составляющей процесса по формировании речевого дыхания для детей с ОНР является игра. Ведь именно играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов. Игры и упражнения на развитие дыхания так же активируют внимание, воспитывают быстроту и точность реакции, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную. И, как следствие, это здоровый организм, крепкий сон, правильная и красивая речь.
Список литературы:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М. : Книголюб 2005г.
2. Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко.
3. Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.
4. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. М. : «Книголюб», 2007г.
5. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2011.
Источники интернета:
https://www.studmed.ru/science/pedagogika/logopediya/rechevoe-dyhanie-golos