Зуева Елена
Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского
Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность.
Публикация «Развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями К, И, Чуковского» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями. Из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят антонимы и синонимы и др.
Приведём фрагменты игр, которые были включены в занятия:
Из чего сделано? - Рассказывали детям, что в старину посуду делали из глины и из дерева. Посуда из глины называлась глиняной, а из дерева — деревянной. Теперь люди научились делать посуду из множества различных материалов. Предлагали детям помочь рассказать, какая бывает посуда.
Скалка сделана из дерева — значит, она. (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит, он. (глиняный). Банка сделана из стекла, значит она. (стеклянная, кастрюля сделана из металла - значит она (металлическая). Кружка сделана и пластмассы - значит она (пластмассовая).
Стаканчик сделан из бумаги - значит он… (бумажный).Кроме работы с детьми нами проводилась работа с родителями воспитанников. Были предусмотрены и индивидуальные и коллективные формы работы, что помогло максимально расположить к себе родителей. Для большей доступности нами использовался наглядный материал (ширма, таблицы).
Во время проведения родительского собрания объяснялось важность словарной работы, уточнялась методика работы со словом в процессе чтения литературы. Родители задавали вопросы, на которые получали квалифицированный ответ.
Кроме того проводилась индивидуальная работа, которая заключалась в консультировании. Была изготовлена ширма, посвященная проблеме развития словаря дошкольников.
Мною были отобраны и проанализированы литературные произведения, рекомендованные программой воспитания и обучения в старей группе для ознакомления с произведениями К. И. Чуковского и обучения пересказу литературных текстов, с точки зрения определения методических приемов обогащения словаря детей экспериментальной группы.
Учитывая, что развитие словаря тесным образом связано с развитием представлений об окружающем, опорой на непосредственное восприятие важным приемом обогащения словаря я считаю предварительную работу с целью подготовки детей к восприятию литературных произведений. Такая работа проводилась мною прежде всего, перед знакомством детей со стихотворными произведениями посвященными временам года, природе.
Такие произведения помогают обогатить речь детей прилагательными, глагольной лексикой, образными средствами (эпитеты, метафоры, сравнения).
После чтения стихотворения «Мойдодыр», во время беседы по содержанию я побуждала детей говорить словами из текста, зачитывали фрагменты текста, обращая внимание на особенности слов автора (Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось кувырком и т. д). Как о мальчике говорил Мойдодыр? (Ах ты, гадкий, ах ты грязный, неумытый поросёнок.). Как видно из приведённого фрагмента, большое внимание уделялось вопросам, которые направляли внимание детей на наиболее точные, обратные слова, побуждала их использовать соответствующие слова в своих ответах.
Я неоднократно обращалась к словам, которые дети узнали на занятиях, во время последующих наблюдений, рассматривания картинок, иллюстраций, на других занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности.
Подготовительная работа проводилась и перед знакомством с некоторыми произведениями К. И. Чуковского. В частности, накануне рассказывания сказки «Федорино горе» организовали изготовление атрибутов для игры с использованием сито и кочерги. Оказалось, что дети не знают названия предметов кухонной утвари. Показали и объяснили, что с помощью сита можно просеивать муку, а с помощью кочерги мешают угли в печи. Занятия по рассказыванию сказок дают большие возможности для обогащения речи детей образной и оценочной лексикой.
Чтение стихотворений, рассказывание сказок, инсценировки сказок, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, физминутки активизировали у детей глагольную лексику, помогали соотносить слово с действием, воспитывали интерес к слову, стремление понять значение новых, неизвестных слов. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширялся словарный запас дошкольников.
Таким образом, я использовала разнообразные приемы и формы работы над словом и добилась определённых результатов.
можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского можно добиться ощутимых результатов.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к произведениям Чуковского, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения,
обобщения, образные слова.
- дети самостоятельно обыгрывают сюжет его произведений.
Инсценировка к сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»