Светлана Можанова
Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая мастерская.
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».
Подготовила МБДОО № 6 «Аленка» воспитатель старшей группы: Можанова Светлана Петровна
Цель:
Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами“» размещена в разделах
познакомить детей с традиционными народными ремеслами развивать навыки самостоятельной, творческой, практической работы в форме групповой проектной деятельности, воспитать чувство гордости и патриотизма за свой Край, за людей труда
1. Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Поэтому чрезвычайно важно именно в этот период детства знакомить дошкольников с прекрасным миром природы родного края, пробуждать любовь к малой родине, обогащать знания об образе жизни казаков в старину, воспитывать чувство гордости за свой народ.
Игрушки и поделки, изготовленные собственными руками, вызывает у детей яркие эмоции, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка. Изготовление той или иной поделки требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении поделок дети учатся анализировать, слышать и выполнять инструкцию взрослого, планировать последовательность своих действий, контролировать себя по ходу работы. При изготовлении коллективных композиций у детей формируются доброжелательные, дружеские отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.
2. Знакомя детей с ремеслами казаков Цель: моих занятий - в доступной, занимательной, игровой форме познакомить детей с традиционными народными ремеслами, а также с декоративно-прикладным искусством, развивать навыки самостоятельной, творческой и практической работы.
На занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации знакомлю детей с народными орнаментами, способах создания узора, разнообразными способами плетения, рассматривая глиняную посуду, лепим предметы обихода, украшаем их росписью.
3. Чтобы лучше познать ремесла казаков, мы с ребятами побывали в нашем историческом музее. Где дети не только узнали, о ремеслах казаков, но и ощутили себя частью этого времени.
4. Знакомя детей с ремеслами невозможно обойти стороной бережного отношения казака к хлебу. Испокон веков его несли из печи до стола на рушнике и рушником покрывали. Казаки встречали и встречают гостей хлебом-солью. Хлеб-соль — символы гостеприимства и радушия. На занятии «Хлеб – всему голова» дети узнали не только путь хлеба на наш стол, но и попробывали себя в роли пекарей.
5. Казаки всегда славились своими мастерами, одаренными людьми. В искусстве, торговли и ремесел казаки не уступали знаменитым купцам и промышленникам. Гончарное дело, шорное дело, плетение из природных материалов, лоскутное творчество, вышивку, ковку, резьбу по дереву. Все это обычные вещи, но в руках умельцев превращались в настоящее чудо.
6. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек, а также незатейливые игрушки для детей, сувениры. Украшались они поливой росписью, несложным и рельефным орнаментом. Гончарное ремесло было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
7. Наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Они изготавливали все необходимое для быта – плуги, замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы лошадям, ажурные решетки, ну и конечно же холодное оружие.
8. Также одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели, емкость для хранения зерна, кузова, плетень. Все они отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: береста, тальник, солома, камыш, тросник.
9. Искусство ткачества, шитья, вышивания, вязания всегда ценилось у казаков. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия (лоскутным делом, ткать, шить, вышивать, и т. д.). Неумение все это делать, считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию.
10. Мастера по обработке дерева называли – бондарями,они изготавливали : бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, игрушки, доски. Особое значение придавали деревянной отделке дома выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам, крылечкам, заборам, бисеткам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали мастеров –бондарей.
11. Шорниками называли тех умельцев, которые изготавливали из кожи не только збрую для лошадей но и чехлы для кинжалов, походные сумки, кошели, кожаные кольчуги. Казаки говорили: шорники все, да немногих благодарят.
12. Уважаемые коллеги! Известно, что игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность, которая является средством познания окружающего мира. Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей формирования разнообразного сенсорного опыта. Исходя из этого, я решила сделать мир ребенка чуточку интереснее. И так как я стараюсь развивать творческие способности, возникла идея создания дидактической игры цель которой закрепить знания у детей о народных ремесел, о их предназначении.
Я предлагаю вам поиграть в Д/И «НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Правила игры: в игре может принять участие от 2 детей до группы (если группа, делим на команды Н. /ком. Хуторяни и Станичники). Ведущий показывает образцы ремесел, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого, играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия относящегося к тому или иному ремеслу, также объясняют: почему, к какому ремеслу относится, как называется, это ремесло. Тот, кто первым и правильно справится с заданием, получает фишку. Победителем станет тот, кто соберет больше фишек.
13. Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте, и помогая… думайте, как вы это делаете.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.