Екатерина Игнатьева
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка : она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, что обедняет не только речь, но и душу ребенка. Поэтому чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге, нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В связи с утверждением и введением ФГОС, большое внимание уделяется книге. Знакомство с книжной культурой включено в образовательную область «Речевое развитие» : ребенок должен понимать тексты на слух, различать жанры художественной литературы, уметь пересказывать короткие тексты, заучивать наизусть стихи.
Поэтому для решения данной проблемы организован конкурс книжных уголков.
Цель – приобщение детей к книге, повышение интереса к чтению и развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, были определены основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми;
• работа с родителями;
• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, ДЮЦ и др.).
В каждой группе детского сада оформляются книжные уголки. Содержание материалов соответствует возрастным особенностям и интересам ребенка. В книжном уголке каждый ребенок может встретиться с книгой, которую он запомнит на всю жизнь.
Большое значение имеет работа по включению семьи в процесс развития у детей интереса и желания знакомиться с произведениями художественной литературы и народного фольклора.
Для этого проводятся для родителей беседы, консультации, предлагаются рекомендации: «Ребенок и книга», «Как привить у ребенка любовь к чтению» «Как выбрать для ребенка нужную книгу», «Мама почитай мне книжку» и т. п.
- Родителям, детей старших групп. предлагается вместе с ребенком принять участие в создании рекламы любимой книги. После создания рекламы, дети рекламируют свою книгу. Затем дети выбирают, чью книгу они будут читать в группе.
- Составляется план совместной работы детского сада и семьи по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы
- Оформляются выставки рисунков и поделок по сюжетам знакомых произведений.
-Родители вместе с детьми принимают участие в театральных постановках или в изготовлении костюмов к ним.
-Ежегодно организуются детские проекты, в гостях у того или иного автора «Ребята и зверята» (творчество Е. И. Чарушина, «Мои первые игрушки» (по произведению А. Л. Барто «Игрушки», «Волшебные сказки» (по содержанию русских, народных сказок, «Чудеса, да и только» (по произведениям Г. Х. Андерсена) и другие.
- В старших группах организованы мини – библиотеки. В библиотеках находятся книги, не только, которые имеются в детском саду, но и дети приносят книги из дома. Ребята сами изготавливают читательские билеты, по очереди становятся библиотекарями и следят за выдачей книг.
-В детском саду разработаны перспективные планы, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;
-Проводятся экскурсии в детскую библиотеку, где проводятся творческие встречи с работниками библиотеки, дети знакомятся с новыми книгами, встречаются с писателями и поэтами.
-В детском саду создан музей книги, в котором находятся книги, изданные в прошлом веке. Разработаны конспекты ознакомительных занятий "Как книга к детям пришла" и "Из прошлой книги", во время которых дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
- Проводятся литературные викторины на разные темы: "Путешествие по сказкам Шарля Перро", "Путешествие по "Синичкину календарю", Игра - загадка «Из какой мы сказки», «Приключения в Сказочном городе» и др. ;
- В каждой группе сделаны копилки выразительных средств языка "Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
-Оформлена подбор биографического материала о детских писателях, с которыми дети знакомятся в детском саду в разных возрастных группах.
- В каждой группе работает "Книжкина больница", в которой воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам.
- Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. "По страницам сказок", "Мой любимый герой сказок К. И. Чуковского", "По рассказам В. И. Бианки" и др.
- Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали сами.
В приемной каждой группы для родителей и ребят оформляются выставки книжек - малышек.
Благодаря книге, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.
Таким образом благодаря взаимодействию совместной деятельности педагогов и родителей решаются задачи, способствующие любви к художественному слову, уважения к книге, желание слушать произведения художественной литературы.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.