Светлана Терехова
Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
1. Русская народная сказа в обработке Л. Толстого «Царевна-лягушка».
Программное содержание. Формировать умение воспринимать образное содержание произведения. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки. Развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте
Материал: книга со сказкой «Царевна-лягушка» с красочными иллюстрациями.
2. Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка - Бурка».
Публикация «Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с литературой и развитию речи в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Программное содержание. Формировать умение эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Материал: книги со сказками: «По щучьему велению»; «Иван-царевич и серый волк»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; «Конек -Горбунок» П. Ершова; иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка».
Октябрь.
1. Стихотворение Е. Трутневой «Осень».
Программное содержание. Формировать умение выразительно, читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы. Формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей. Активировать употребление в речи глаголов.
Материал: детские рисунки на тему «Золотая осень»; иллюстрации на тему «Березка в золотом осеннем убранстве».
2. Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка».
Программное содержание. Формировать умение замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок. Развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.
Материал: карандаши, листы бумаги; книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями.
Ноябрь.
1. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина - Сибиряка.
Программное содержание. Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях разных литературных жанров. Формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы. Воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
Материал: книга «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
2. Стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало.».
Программное содержание. Формировать умение выразительно, читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка. Расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина.
Материал: портрет А. Пушкина; иллюстрации глубокой осени.
Декабрь.
1. Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева «Хроменькая уточка».
Программное содержание. Познакомить с украинской народной сказкой. Подвести детей к осознанию художественных образов сказки.
Материал: книга со сказками: «Рукавичка», «Колосок», «Пых».
2. Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Программное содержание. Закреплять представление о басне, ее жанровых особенностях. Подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.
Материал: портрет И. Крылова.
Январь.
1. Беседа о творчестве А. Пушкина. чтение «Сказки о рыбаке и рыбке».
Программное содержание. Углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Материал: портрет А. Пушкина; книги сказок поэта: фонограмма сказки.
2. Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.
Программное содержание. Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях песенок, потешек, загадок и пословиц. Формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Материал: книги потешек и песенок; детские игрушки, кукла.
Февраль.
1. Русская народная сказка «Снегурочка».
Программное содержание. Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях жанра сказки.
Материал: книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями.
2. Стихотворение Е. Трутнева «Первый снег».
Программное содержание. Формировать умение выразительно, читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства. Составлять лирические сказки на определенную тему.
Материал: иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля.
Март.
1. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Программное содержание. Формировать умение эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею. Показывать связь идеи сказки со значением пословицы.
Материал: книга со сказкой «Мороз Иванович»; краски, бумага.
2. Басня И. Крылова «Ворона и лисица».
Программное содержание. Закреплять знания о жанровых особенностях басни. Формировать умение понимать аллегорию, ее обобщенное значение. Выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни. Развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.
Материал: портрет И. Крылова.
Апрель.
1. Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице.
Программное содержание. Формировать умение понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. Помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
Материал: мешочек; шило.
2. Стихотворение С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание.
Программное содержание. Формировать умение выразительно, читать наизусть стихотворения. Интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
Материал: иллюстрации с изображением березы, зимних пейзажей.
Май.
1. Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам.
Программное содержание. Формировать умение воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.
Материал: иллюстрации к фразеологизмам; картинки для загадок по выбору воспитателя.
2. Басня С. Михалкова «Ошибка».
Программное содержание. Формировать умение эмоционально, воспринимать образное содержание басни, понимать ее нравственный смысл. Подводить детей к осознанию аллегории, содержащейся в басне. Помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
Материал: книга «Басни И. Крылова»; портрет С. Михалкова.