Надежда Исупова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
При ознакомлении детей с художественной литературой, воспитатель ставит задачу – открыть ребёнку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, содействовать и сопереживать героям, то есть заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы и развитием их художественно - речевой деятельности.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Внимательно слушать рассказывание или чтение взрослого, запомнить и узнать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стихотворения в иллюстрациях и игрушках, запомнить строки стихов, тексты произведений малых форм.
Передавать словом, действием, жестом содержание произведения: потешки, игры, песенки и др. ; уметь подхватывать слова и строки знакомых стихов, читать наизусть некоторые из них.
Чтение потешки
«Баю – баю, за рекой…»
Задачи: вызвать интерес к фольклору; объяснить содержание поэтического произведения; привлечь к инсценировке по потешке; научить выполнять действия в соответствии с текстом.
Оборудование: ширма в форме домика с декорациями: солнце прячется за речку; кроватка, кукла мальчик Андрюшка; шапочки зайчат для каждого ребёнка.
Ход.
Воспитатель вносит куклу – мальчика, предлагает детям с ним познакомиться и поиграть в хороводную игру «Каравай».
Воспитатель: Андрюша устал, ему пора спать, уже стало поздно, солнышко тоже ушло спать. А спит солнышко за речкой. (Показывает первую декорацию.) Давайте солнышку споё м песенку колыбельную:
Баю – баю, за рекой
Скрылось солнце на покой. (2 раза)
Солнышко уснуло и Андрюша пошёл спать. Вдруг из леса выскочили зайчики – ребятки.
«Зайки» стали шумно играть в хоровод.
Дети вновь играют в игру «Каравай».
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алёше – на перинку.
«Заиньки» успокаиваются, садятся на стульчики и затихают. Воспитатель подходит к кроватке. Зайчики уснули, я спою песенку Андрюше и он тоже уснёт, помогите мне.
Дети имитируют качание кукол на ручках, воспитатель качает куклу и поёт.
Баю – баю, Лёшенька,
Засыпай скорей! (3 раза)
Игра – развлечение. Театр игрушек по потешке «Бу – бу, я рогатый»
Задачи: вызвать интерес к фольклору; учить понимать содержание поэтического произведения; развивать эмоциональную сферу,
Оборудование: игрушка бибабо коза; ширма настольная.
Ход.
Из – за ширмы появляется коза.
Коза: Бе – е – е, я коза рогатая пришла к вам в гости!
Воспитатель:
Бу – бу, я рогатый, Дети руками показывают «рога».
Бу – бу, я хвостатый, Показывают «хвостик».
Бу – бу, я ушастый, Показывают «Ушки».
Бу – бу, очень страшный, Обхватывают голову.
Бу – бу, испугаю!
Бу – бу, забодаю!
Воспитатель читает медленно, ждёт, когда большая часть детей включится в игру. После слов «забодаю», воспитатель выходит из – за стола и догоняет детей, которые разбегаются по группе.
Можно повторить 2 раза.
Чтение потешки «Как у нашего кота»
Задачи: вызвать интерес к фольклору; учить концентрировать внимание; способствовать эмоциональному отклику на содержание потешки.
Оборудование: мягкая игрушка кошка.
Ход.
Из – за двери слышится «Мяу, мяу!»
Воспитатель: Кто к нам пришёл? Как его зовут? (Выглядывает за дверь и приносит игрушку.) Дети, кто это?
Дети отвечают.
- Как она кричит?
Дети произносят звукоподражание.
- Она просится к нам в гости.
Проходи, котя – котенька – коток,
Котя – острый коготок.
Вот тебе коврик, ложись на него. (Гладит кошку.)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Давайте погладим котика и вместе со мной скажем:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
- А, что есть у котика на голове?
Дети отвечают.
Как у котика усы
Удивительной красы.
- Покажите, какие длинные усы у котика?
Дети показывают «усы».
- Какие у котика усы?
Дети отвечают.
- А что ещё есть у котика на голове?
Дети отвечают.
- Глаза смелые. Какие глазки у котика?
Дети отвечают.
- А что есть у котика во рту? Чем он может кусаться?
Дети отвечают.
- Посмотрите, какие белые у него зубки. Чем мы угостим котика?
Дети отвечают.
- Вот тебе, котик, тарелочка с молочком. Поешь молочка, а мы про тебя стишки прочитаем:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
После чтения потешки, детям можно предложить поиграть с котиком.
Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»
Задачи: привлекать детей к диалогу со взрослым; развивать и активизировать словарь детей; осваивать структуру простого предложения.
Оборудование: игрушки: кукла – мальчик, кошечка, птичка, лягушка; кукольная кроватка.
Ход.
За дверью раздаётся стук. Воспитатель привлекает внимание детей и подходит к двери. Вносит куклу – мальчика и коробку с игрушками. От имени куклы здоровается с детьми и спрашивает, хотят ли они посмотреть, что находится в коробке.
Кукла:
От чего у мам очки
На щеках две ямочки?
Воспитатель: Мама улыбается, ямочки появляются. А у кого из детей появляются на щёчках ямочки? Давайте улыбнёмся и потрогаем свои ямочки на щёчках.
- А что лежит в коробке? (Достаёт кошечку.)
От чего у кошечки
Вместо ручек ножки?
Воспитатель предлагает ответить детям на этот вопрос. В случае затруднения, объясняет, что кошка – животное, а животные все ходят на четырёх лапках, им так удобнее.
Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
Воспитатель: ребята, а вы все любите шоколадки?
Дети отвечают.
- А где вам покупают шоколадки?
Дети отвечают.
- Правильно, в магазине! А на кроватке нужно спать. Ребята, кто спит на кроватке?
Дети отвечают.
- Правильно, детки и наш Алёшенька. (Предлагает детям положить куклу спать на кроватку.)
Баю – баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алёшиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алёше – на перинку.
Баю – баю Лёшенька,
Засыпай скорешенько!
Кукла (просыпается и обращается к детям)
От чего у няни
Волосы в сметане?
Воспитатель: Няня ела блинчики со сметаной и нечаянно измазала волосы.
Кукла («достаёт» из коробки птичку)
От чего у птичек
Нет рукавичек?
Воспитатель предлагает детям объяснить Алёше, почему птички не носят рукавички. Обобщает ответы детей. При необходимости объясняет, что у птичек нет ручек, у них есть крылья, покрытые пёрышками, поэтому им и не холодно.
Кукла
От чего лягушки
Спят без подушки?
Воспитатель: У лягушек нет кроваток, они спят на листочках, на травке. А где лежат подушки?
Дети отвечают.
- Правильно, подушки лежат на кроватках. А кто спит на подушках?
Дети отвечают.
- На подушке спят дети.
Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.
После этого дети играют с куклой.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать»
Задачи: учить детей понимать обращённую к ним речь, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства; развивать и активизировать словарь, включать в него знакомые действия.
Оборудование: кукла Маша, игрушечные собачки, кошечка, курочка, тарелка, миска, блюдце, черепок, стол, стул, скатерть.
Ход.
Воспитатель: Кукла Маша пришла к нам с прогулки и хочет кушать, пора обедать.
Час обеда подошёл,
Села Машенька за стол.
Воспитатель усаживает куклу на стул за стол.
- Гав, гав, гав!
- Кто это к нам?
- Гав, гав, гав!
- Кто это там?
Из – за ширмы появляется собачка. Воспитатель говорит от её имени.
Собачка:
- Это я,
Ваш верный пёс,
Ваш Арапка –
Чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?
Воспитатель:
Или, Арапка,
Мой свои лапки.
Воспитатель предлагает детям взять собачку, вымыть ей лапки, посадить с собой.
- Алина, что делала собачка, почему устала?
Алина отвечает.
- Мяу, мяу!
- Кто ж теперь
К нам царапается в дверь?
Ребята, кто кричит «мяу – мяу»?
Дети отвечают. Воспитатель говорит от имени кошечки.
Кошечка:
- Это ваша кошка Мурка,
Мурка – серенькая шубка,
Я вам погреб стерегла,
Всех мышей перевела.
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?
Воспитатель предлагает детям взять кошечку, вымыть ей лапки, посадить с собой.
Воспитатель: Серёжа, что делала кошечка, почему она устала, что она хочет?
Серёжа отвечает.
- Куд – куда, куд – куда!
- Кто ещё спешит сюда?
Появляется курочка. Воспитатель говорит от имени курочки.
Курочка:
- Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая,
Я не ела, не пила,
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?
Воспитатель предлагает взять курочку, вымыть ей крылышки, посадить с собой.
Воспитатель: Что делала курочка, что она хочет, что любит есть?
Дет и отвечают.
Двери отперты, и вот
Маша всех к столу зовё т:
Пса Арапку,
Кошку – царапку,
Курочку - рябку.
Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдце – киске,
Курочке – несушке – пшена в черепушке,
А Машеньке - в тарелочке
В глубокой, не в мелкой.
Дети усаживают игрушки за стол, дают им посуду с едой.
После этого дети играют, обыгрывают ситуацию.