МААМ-картинки

Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте

Мария Кабанова
Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования. Владение богатством русского ли-тературного языка, умелое использование его изобразительно -выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими, но и совершенствование процесса реализации выра-зительных средств языка в живом речевом общении.

Публикация «Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

На важность усвоения основ культуры речи, включающей две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство (точность, логичность, выразительность, разнообразие) указывали в своих работах М. М. Бахтин, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов.

В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности (А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др.).

Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, по-священных речевому этикету (А. А. Акишина, В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин, В. Е. Гольдин, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская).

Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка учащимися в школе (А. С. Киселева, Т. А. Ладыженская, О. Н. Сороцкая). При этом отмечается низкий уровень культуры речевого общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада.

Речевое общение предполагает не только умение правильно, вы-разительно и точно говорить, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Некоторые исследователи раскрывают оригинальные методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников, направленные на формирование культуры общения (Л. В. Лидак, при этом выделяют вежливость в качестве одного из важных сторон культуры общения дошкольников (Е. Ю. Яницкая); освещают особенности проявления вежливого поведения детей, в том числе и речевые (Л. И. Дурандина).

Для нашего исследования важным является тот факт, что мы рассматриваем решение данного вопроса не только в условиях детского сада, но и в семье, где проблема воспитания речевого поведения стоит особенно остро.

В настоящее время существует объективная необходимость про-ведения целенаправленной работы с родителями по вопросу воспитания культуры речевого поведения ребенка в семье с целью расширения их педагогической компетентности. Поэтому в данном исследовании сделана попытка найти пути и формы использования семейного воспитания в целях формирования культуры речевого общения у дошкольников

Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.

Объектом исследования является развитие речевого общения детей дошкольного возраста в условиях семейного и общественного воспитания.

Предмет исследования - педагогические условия воспитания у дошкольников культуры речевого общения.

Цель исследования - изучение особенностей формирования речевого этикета у дошкольников; разработка содержания и методики работы с семьей (родителями) по воспитанию культуры речевого этикета.

Гипотеза исследования

В процессе воспитания культуры речевого общения у дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

- развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности, определяющих формирование культуры речи дошкольников как части их общей куль-туры;

- воспитание культуры речевого общения дошкольников в условиях дошкольно-образовательного учреждения и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации;

- привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения);

- работа с родителями, направленная на обогащение опыта со-блюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающая их педагогическую компетентность.

Задачи исследования:

1. Разработать теоретические основы исследования.

2. Изучить типичные проявления культуры речевого этикета детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, выявить зависимость их от особенностей семейного воспитания.

3. Разработать содержание и методику формирования культуры речевого этикета дошкольников.

4. Определить целесообразные формы педагогической работы с семьей по воспитанию речевого поведения детей.

Методы исследования:

- анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы по теме исследования;

- констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление исходного уровня культуры речевого общения дошкольников, отношения родителей к этому вопросу, а также результатов, достигнутых после экспериментальной работы;

- формирующий эксперимент в виде развивающих занятий с дошкольниками и работы с родителями, направленной на повышение их педагогической компетентности.

Достоверность полученных результатов определяется изучением педагогической, лингвистической и психологической литературы, про-ведением констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов, разнообразием применяемых методик, широким охватом родителей анкетированием, качественным анализом полученных данных.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что его результаты доказывают большие возможности современной семьи в формировании у дошкольников культуры речевого этикета, в развитии умений использовать разнообразные варианты речевых средств при построении высказывания в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.

Научная новизна исследования. Экспериментально доказано, что для воспитания и обогащения культуры речевого этикета детей необходимо ознакомление дошкольников с правилами речевого поведения; показано также, что такое освоение правил речевого поведения наиболее эффективно происходит в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Разработаны методики формирования культуры речевого общения на основе применения правил речевого этикета и речевого поведения в разных ситуациях общения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике работы дошкольного учреждения с семьей.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 сентября 2020 в 21:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД