Мария Кабанова
Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. Владение богатством русского ли-тературного языка, умелое использование его изобразительно -выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.
Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими, но и совершенствование процесса реализации выра-зительных средств языка в живом речевом общении.
Публикация «Развитие речевого этикета в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Средняя группа
- Темочки
На важность усвоения основ культуры речи, включающей две ступени освоения литературного языка: правильность речи и речевое мастерство (точность, логичность, выразительность, разнообразие) указывали в своих работах М. М. Бахтин, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов.
В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности (А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др.).
Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, по-священных речевому этикету (А. А. Акишина, В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин, В. Е. Гольдин, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская).
Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка учащимися в школе (А. С. Киселева, Т. А. Ладыженская, О. Н. Сороцкая). При этом отмечается низкий уровень культуры речевого общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада.
Речевое общение предполагает не только умение правильно, вы-разительно и точно говорить, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Некоторые исследователи раскрывают оригинальные методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников, направленные на формирование культуры общения (Л. В. Лидак, при этом выделяют вежливость в качестве одного из важных сторон культуры общения дошкольников (Е. Ю. Яницкая); освещают особенности проявления вежливого поведения детей, в том числе и речевые (Л. И. Дурандина).
Для нашего исследования важным является тот факт, что мы рассматриваем решение данного вопроса не только в условиях детского сада, но и в семье, где проблема воспитания речевого поведения стоит особенно остро.
В настоящее время существует объективная необходимость про-ведения целенаправленной работы с родителями по вопросу воспитания культуры речевого поведения ребенка в семье с целью расширения их педагогической компетентности. Поэтому в данном исследовании сделана попытка найти пути и формы использования семейного воспитания в целях формирования культуры речевого общения у дошкольников
Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.
Объектом исследования является развитие речевого общения детей дошкольного возраста в условиях семейного и общественного воспитания.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания у дошкольников культуры речевого общения.
Цель исследования - изучение особенностей формирования речевого этикета у дошкольников; разработка содержания и методики работы с семьей (родителями) по воспитанию культуры речевого этикета.
Гипотеза исследования
В процессе воспитания культуры речевого общения у дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности, определяющих формирование культуры речи дошкольников как части их общей куль-туры;
- воспитание культуры речевого общения дошкольников в условиях дошкольно-образовательного учреждения и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации;
- привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения);
- работа с родителями, направленная на обогащение опыта со-блюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающая их педагогическую компетентность.
Задачи исследования:
1. Разработать теоретические основы исследования.
2. Изучить типичные проявления культуры речевого этикета детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, выявить зависимость их от особенностей семейного воспитания.
3. Разработать содержание и методику формирования культуры речевого этикета дошкольников.
4. Определить целесообразные формы педагогической работы с семьей по воспитанию речевого поведения детей.
Методы исследования:
- анализ педагогической, психологической, лингвистической литературы по теме исследования;
- констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление исходного уровня культуры речевого общения дошкольников, отношения родителей к этому вопросу, а также результатов, достигнутых после экспериментальной работы;
- формирующий эксперимент в виде развивающих занятий с дошкольниками и работы с родителями, направленной на повышение их педагогической компетентности.
Достоверность полученных результатов определяется изучением педагогической, лингвистической и психологической литературы, про-ведением констатирующих, формирующих и контрольных экспериментов, разнообразием применяемых методик, широким охватом родителей анкетированием, качественным анализом полученных данных.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что его результаты доказывают большие возможности современной семьи в формировании у дошкольников культуры речевого этикета, в развитии умений использовать разнообразные варианты речевых средств при построении высказывания в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.
Научная новизна исследования. Экспериментально доказано, что для воспитания и обогащения культуры речевого этикета детей необходимо ознакомление дошкольников с правилами речевого поведения; показано также, что такое освоение правил речевого поведения наиболее эффективно происходит в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Разработаны методики формирования культуры речевого общения на основе применения правил речевого этикета и речевого поведения в разных ситуациях общения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в практике работы дошкольного учреждения с семьей.