ЕШКЕЕВА Елена
Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Эта важнейшая задача, которая обеспечивает преемственность между детским садом и школой на сегодняшний день стоит остро. С одной стороны, «Программа» ставит задачу обеспечить детям высокий уровень подготовки к школе. И именно уровень развития логического мышления, объем, и качество знаний по математике определяют готовность ребенка к обучению в школе.
Публикация «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.
Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др.) отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими формами и методами использовать математическую сказку.
Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.
Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Героями таких историй могут быть:
- цифры;
-геометрические фигуры;
-обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.
В процессе работы малыши включаются:
• в решение математических задач; учатся рассуждать;
• определяют причинно-следственные связи;
• мыслят логически; аргументировано доказывают свою точку зрения.
Это достигается за счёт того, что ребё нок:
- входит в образ для решения той или иной задачи;
-ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т. д.
Н. И. Кравцов и С. Г. Лазутин делят сказки на три жанровых разновидности - сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль. Также и в сказках математического характера героями могут быть животные, разные волшебные существа и просто люди.
Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это "закодировано" в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Три поросёнка", "Три медведя" и т. д.).
В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
Первые занятия, которые можно проводить не только с трехлетними детьми (младшая группа, но и с детьми более раннего возраста - это занятая на развитие представлений о множествах. Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как особое явление. Для этого им предлагаются своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке "Курочка Ряба" перед детьми на фланелеграфе всякий раз появляются три персонажа: дед, бабка, курочка; дед, бабка и Золотое яичко; дед, бабка и мышка и т. д. Численность элементов множества героев сказки остается неизменной, а элементы множества изменяются.
На других занятиях объединение в множества (группы) происходит не только по качественным признакам (все морковки, все красные кубики и т. д., но и по признаку численности: множество из определенного количества элементов -из трех, из пяти, из двух и т. д. - вне зависимости от качественных характеристик элементов множества. Сравнение множеств по их численности также осуществляется как своеобразная игра, контекст которой образуется сюжетом сказки. Еще одна важная задача этого года - подготовка детей к освоению порядкового счета и развитие мыслительной операции сериации.
В этих целях необходимо развивать у детей действия по упорядочиванию множеств. Упорядочивание означает, что все элементы множества располагаются в определенном порядке, при котором один элемент множества всегда больше другого. Примером такого упорядоченного множества является детская пирамидка, где каждое последующее колечко больше предыдущего. В сказке про репку мы также имеем дело с упорядоченным множеством. Упорядочивание может осуществляться по любому признаку, качеству: величине предмета, силе, скорости, уровню способностей и т. д.
Понятно, что с младшими дошкольниками упорядочивание необходимо осуществлять на наглядном материале.
В средней группе дети осваивают счет в пределах десятка, при этом важно соблюдать те же условия, что при развитии счета в младшей группе. Одним из центральных моментов программы средней группы является введение цифровых обозначений. Важной задачей программы средней группы является овладение порядковым счетом в пределах десятка. Особенно удобно и эффективно здесь использовать игры в солдатиков. Причем, важно, чтобы солдатики могли "перестраиваться" с учетом их собственных особенностей (роста, толщины) и требований ситуации (сюжета игры). При этом порядок их построения, номер каждого "по расчету" изменяется.