Приложение МААМ

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки (3 фото)

ЕШКЕЕВА Елена
Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Эта важнейшая задача, которая обеспечивает преемственность между детским садом и школой на сегодняшний день стоит остро. С одной стороны, «Программа» ставит задачу обеспечить детям высокий уровень подготовки к школе. И именно уровень развития логического мышления, объем, и качество знаний по математике определяют готовность ребенка к обучению в школе.

Публикация «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки» размещена в разделах

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством.

Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др.) отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими формами и методами использовать математическую сказку.

Математическая сказка — это повествование сказочного содержания, раскрывающее для ребёнка мир математических понятий, а также развивающее логическое мышление и познавательную функцию через осмысление сюжета истории.

Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки

Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Героями таких историй могут быть:

- цифры;

-геометрические фигуры;

-обычные сказочные персонажи, действующие в рамках определённых математических представлений.

В процессе работы малыши включаются:

• в решение математических задач; учатся рассуждать;

определяют причинно-следственные связи;

• мыслят логически; аргументировано доказывают свою точку зрения.

Это достигается за счёт того, что ребё нок:

- входит в образ для решения той или иной задачи;

-ищет пути решения поставленных познавательных задач, а для этого активизирует такие мыслительные операции, как синтез, анализ, сравнение, обобщение и т. д.

Фото №1 Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка формирования его познавательных и творческих способностей

Н. И. Кравцов и С. Г. Лазутин делят сказки на три жанровых разновидности - сказки о животных, сказки волшебные и сказки социально-бытовые. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль. Также и в сказках математического характера героями могут быть животные, разные волшебные существа и просто люди.

Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом - все это "закодировано" в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Три поросёнка", "Три медведя" и т. д.).

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Первые занятия, которые можно проводить не только с трехлетними детьми (младшая группа, но и с детьми более раннего возраста - это занятая на развитие представлений о множествах. Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как особое явление. Для этого им предлагаются своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке "Курочка Ряба" перед детьми на фланелеграфе всякий раз появляются три персонажа: дед, бабка, курочка; дед, бабка и Золотое яичко; дед, бабка и мышка и т. д. Численность элементов множества героев сказки остается неизменной, а элементы множества изменяются.

На других занятиях объединение в множества (группы) происходит не только по качественным признакам (все морковки, все красные кубики и т. д., но и по признаку численности: множество из определенного количества элементов -из трех, из пяти, из двух и т. д. - вне зависимости от качественных характеристик элементов множества. Сравнение множеств по их численности также осуществляется как своеобразная игра, контекст которой образуется сюжетом сказки. Еще одна важная задача этого года - подготовка детей к освоению порядкового счета и развитие мыслительной операции сериации.

Фото №2 Одна из основных задач дошкольного образования формирование элементарных

В этих целях необходимо развивать у детей действия по упорядочиванию множеств. Упорядочивание означает, что все элементы множества располагаются в определенном порядке, при котором один элемент множества всегда больше другого. Примером такого упорядоченного множества является детская пирамидка, где каждое последующее колечко больше предыдущего. В сказке про репку мы также имеем дело с упорядоченным множеством. Упорядочивание может осуществляться по любому признаку, качеству: величине предмета, силе, скорости, уровню способностей и т. д.

Понятно, что с младшими дошкольниками упорядочивание необходимо осуществлять на наглядном материале.

В средней группе дети осваивают счет в пределах десятка, при этом важно соблюдать те же условия, что при развитии счета в младшей группе. Одним из центральных моментов программы средней группы является введение цифровых обозначений. Важной задачей программы средней группы является овладение порядковым счетом в пределах десятка. Особенно удобно и эффективно здесь использовать игры в солдатиков. Причем, важно, чтобы солдатики могли "перестраиваться" с учетом их собственных особенностей (роста, толщины) и требований ситуации (сюжета игры). При этом порядок их построения, номер каждого "по расчету" изменяется.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений через дидактическую игру Игра «Какое число рядом». Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному. Материал. Мяч. Содержание. Дети.

Презентация «Нетрадиционная техника рисования в младшем дошкольном возрасте» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА от 3 -4 лет. "Истоки способностей и дарования детей на кончиках.

Аппликация в младшем дошкольном возрастеАппликация в младшем дошкольном возрасте Здравствуйте. Работая на второй младшей группе,мы с детьми,делаем много аппликаций. И сегодня наш разговор пойдёт об аппликации. Дети возраста.

Формирование математических представлений через подвижные игры и упражнения Физическую культуру можно объединить с любой образовательной областью. Возможностей наполнения математическим содержанием занятий по ФК.

Формирование математических представлений в различных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте Формирование математических представлений для детей имеет наиболее важное значения в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия. Для.

Конспект НОД в младшем дошкольном возрасте «Экскурсия по ДС зимой» Конспект НОД в младшей группе «Экскурсия по территории детского сада зимой»Цель: показать, что природа зимой не погибает, а погружается.

Консультация для педагогов «Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте» (Основные показатели и задачи социального развития в младшем дошкольном возрасте). Социальное развитие – это процесс, во время которого.

Планирование по образовательной области «Физическая культура» в младшем дошкольном возрасте Планирование. Образовательная область «Физическая культура» в младшем дошкольном возрасте. Первая неделя1. Построение стайкой. 2. Ходьба.

Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте Галина СокольниковаПрофилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте. На примере одной из тем недели "Дикие.

Консультация «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» Актуальность темы: Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки
Опубликовано: 12 октября 2019 в 19:37
+188Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки» (включая файлы) размещена пользователем ЕШКЕЕВА Елена (УИ 1679792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД