Макаренко Людмила
Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду.
Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложнения деятельности ребёнка с окружающим миром. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, с содержанием, которое ребёнок отражает с помощью языка. Усложнение познавательной деятельности ребёнка требует всё более и более развёрнутой речи. Развитие интеллекта побуждает развитие таких функций речи, как рассуждение, констатация, объяснение, обдумывание плана действий. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает основными формами устной речи, присущей взрослому человеку.
Публикация «Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнок, поступающий в школу, должен:
• Правильно произносить все звуки родного языка;
• Различать и называть слова с определённым звуком;
• Уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);
• Делить слова на слоги;
• Составлять слова из слогов;
• Иметь представление о предложении;
• Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• Подбирать синонимы, антонимы;
• Использовать разные способы образования слова;
• Пересказывать знакомые сказки и рассказы;
• Составлять рассказы по картинке или серии картинок.
Чтению художественной литературы обычно уделяется большое внимание в каждой семье, однако в дошкольном учреждении эти произведения используются для всемерного общего развития ребёнка. К каждому тексту подбираются вопросы и задания, которые способствуют активному восприятию произведений и целенаправленному общему развитию разных сторон психического развития и деятельности ребенка.
Для развития речи - словарного запаса, грамматического строя речи - используются задания, направленные на освоение значения лексики, образование новых форм слов, подбор синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, составлении предложений. Много заданий направляется на развитие внимания и сообразительности детей. Им предлагается анализировать рисунки, схемы, находить черты сходства и различия, выполнять задания по аналогии, устанавливать определённые закономерности в прошедших изменениях, самим действовать по образцу или по словесной инструкции взрослого. Даются задания, развивающие творческое воображение, зрительную и слуховую память. Полезны также графические задания и упражнения для укрепления мелких мышц руки в качестве подготовки к письму и др.
Важным является то, что на занятиях по ознакомлению с художественной литературой осуществляется комплексный подход в подборе литературного и развивающего материала.
Задача воспитателя - заинтересовать ребёнка занятиями, создать атмосферу сотрудничества. Важно эмоционально, выразительно читать произведение, перечитывать его повторно, если видно, что дети недостаточно его усваивают или затрудняются при ответах на вопросы по тексту; терпеливо и доброжелательно поддерживать детей при выполнении заданий; помнить, что ребёнок легко отвлекается, но не стоит форсировать его работу. Нужно громко радоваться успеху ребёнка, поощрять его, а положительный фон настроения на занятии, эмоциональное общение с воспитателем сами по себе являются мощным фактором развития дошкольника.
В старшей и подготовительной к школе группе, в связи с тем, что возрастает активность детей, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Меняется и роль воспитателя - он уже не принимает активного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости. Очень важно учить детей видеть то, что изображено на картине, учить воображать предшествующие и последующие события, учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы картины.
Развитие речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Можно дать детям упражнения на классификацию, отведя специальное место для картинок, изображающих транспорт, здания, посуду, одежду и т. д. слова и выражения. Одну и ту же картину можно использовать несколько раз в течение года, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно их усложняя.
Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребёнок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображённые на картинке, третий – последующие события, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях дети учатся оценивать рассказы друг друга, подмечать удачные слова и выражения. На первых порах воспитатель организует такие занятия после знакомства с картиной, игрушкой. В дальнейшем детям предлагаются конкретные, близкие темы: «Как мы провели праздник», «Что нам понравилось на ёлке» и т. д. Воспитатель знакомит детей с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию. Затем дети начинают высказываться, воспитатель может записать рассказы детей и в конце занятия зачитать коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и поощрить его за то, что он смог так интересно дополнить коллективный рассказ. Коллективное рассказывание широко применяется в свободное о занятий время.
В старшем дошкольном возрасте расширяется кругозор, круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, поэтому и тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы.
К рассказу из личного опыта относится коллективное составление письма заболевшему другу, Деду Морозу и т. д. Воспитатель записывает за детьми то, что они рассказывают о своей жизни в детском саду, и помогает изложить содержание последовательно и грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и содержанием и структурой. Составление писем, помимо развития связной речи, оказывает большое воспитательное действие, вызывая у ребёнка дружеское отношение к другим детям.
Итак, обучение рассказыванию ведётся с помощью приёмов опоры на реальные объекты, опоры на воспоминания, опоры на картины.
Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что воспитатель помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности; заботится об эмоциональной выразительности речи рассказчика, показывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей. На занятии по рассказыванию всегда целесообразно вспоминать уже известные детям стихи, рассказы, пословицы. Обучение рассказыванию воспитатель ведёт с помощью цепочек вопросов, т. е. плана.
Дети подготовительной группы должны владеть основными типами монологической речи : рассказом и пересказом. При пересказе ребёнок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (предложениями, их последовательностью). Выразительность речи – подражательная. Для рассказа ребёнок сам подбирает содержание и речевое оформление. В рассказе находят отражение опыт ребёнка, его эмоции. Выразительность рассказа естественная и непосредственная. Составляя рассказ, ребёнок опирается на свою память, пользуется творческим воображением. Известно, что дети 6-7 лет могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать свои несложные сказки, где действующие лица наделяются фантастическими качествами. Дети постепенно овладевают структурой связного рассказа. Но содержание таких рассказов не всегда логично. У детей этого возраста ярко выражено желание придумать интересно. В творческих рассказах дети уже могут придумывать новые образы действующих лиц, их поступки.
Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. А для ребёнка это умение является также и средством познания, Поэтому обучение детей в детском саду, развитие речи ребёнка - это одна из самых главных задач педагогического процесса в саду.