Папки-передвижки

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО

Ирина Устюгова
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, а с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Публикация «Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной компетенции педагога ДОО : умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из особенностей и интересов воспитанников; умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде; готовность осваивать и внедрять инновации; владение информационно-коммуникативными компетенциями. Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как владение подходами к образованию воспитанников с особыми образовательными потребностями, владение стандартизированными методами диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.

Современный специалист ДОО должен быть не только профессионально компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью разрешения тех или иных профессиональных проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду.

Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную деятельность и осознание её необходимости; информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности.

Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции в нашем детском саду используются различные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов :

- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО. Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- семинары-практикумы. На семинарах предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. На базе нашего детского сада прошли районные семинары «Планирование и организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО» и «Развивающая предметная среда как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников»;

- педагогические советы «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС», «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОО», «Обновление системы образования ДОО» и т. д. Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;

- индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ : «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС» «Профессиональная компетентность воспитателя», «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности» и т. д. Такие консультации расширяют кругозор педагогов, помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и литературой, делают работу творческой;

- мастер-классы «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Организация предметно-развивающей среды в ДОО» повышают профессиональную компетентность педагогов, знакомят с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов, развивают творческие способности;

- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района. В октябре провели открытое районное мероприятие по организации педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО;

- педагогические чтения. С целью освоения и накопления психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии участвовали в районных педагогических чтениях «Инновационный потенциал воспитателя как условие повышения качества образования в рамках внедрения ФГОС ДО», «Развитие образовательных учреждений в условиях введения ФГОС нового поколения : опыт, проблемы, перспективы», «Реализация ФГОС в образовательных учреждениях района»;

- деловые игры. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. Такие игры как «Проектирование в ДОО» помогают педагогам усвоить технологию проведения образовательной деятельности и образовательных мероприятий;

- прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников с целью развития профессиональной компетентности педагогов для создания условий реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Все педагоги детского сада прошли курсы повышения квалификации по темам: «Современные стратегии реализации дошкольного образования», «Инновационная деятельность в ДОУ: введение и реализация ФГОС ДО»;

- банк педагогических идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в ДОО;

- организация деятельности Творческой группы. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Творческой группой составлены рабочие образовательные программы, конспекты непосредственно образовательной деятельности. Созданы электронные образовательные ресурсы : презентации по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, диких и домашних животных, видеоролик «Жизнь замечательных детей».

- участие педагогов в районных методических объединениях и семинарах для выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов района;

- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в районном конкурсе «Воспитатель года-2015» заняли 1 место;

- смотры-конкурсы. Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из снега;

- самообразование педагогов - расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.

Также используем и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций и групповые дискуссии.

Разработали требования к содержанию портфолио педагогов. Наличие такого информационного банка способствует росту интеллектуального потенциала, стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, учит презентации своей работы.

Разнообразные формы методической работы обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, творчески проявить себя в деле.

Таким образом, основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО Для реализации идеи развивающего обучения в своей работе с успехом используем современные развивающие игры В. В. Воскобовича, Д. Кюизенера,.

Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.

Статья «Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС» Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Консультация для педагогов «Критерии качества занятия в контексте культуры (ФГОС)» Одной из задач современного образования является приобщение человека к культурным ценностям, т. е. превращение природного человека в человека.

Образовательная область «Физическое развитие» в контексте ФГОС дошкольного образования "Образовательная область "Физическое развитие" в контексте ФГОС дошкольного образования" (О. Н. Алехина) Слайд 1. Совсем недавно мы изучали.

Обзор образовательных программ дошкольных образовательных учреждений В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей РГПУ имени А. И. Герцена, раздел «Ребёнок открывает для себя.

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС до Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт.

Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации ФГОС Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже седой ветеран продолжает ссылаться на.

Здоровьесберегающие традиции дошкольных образовательных учреждений Кузнецкого района города Новокузнецка Кузнецкий район – удивительный район. Он, как одна большая семья вместил в себя 16 детей, 16 дошкольных образовательных учреждений, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 19 января 2016 в 07:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Устюгова (УИ 407927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД