Ирина Устюгова
Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, а с другой – повышение требований к дошкольному образованию.
Публикация «Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной компетенции педагога ДОО : умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из особенностей и интересов воспитанников; умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде; готовность осваивать и внедрять инновации; владение информационно-коммуникативными компетенциями. Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как владение подходами к образованию воспитанников с особыми образовательными потребностями, владение стандартизированными методами диагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.
Современный специалист ДОО должен быть не только профессионально компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью разрешения тех или иных профессиональных проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду.
Такая работа направлена на включение педагогов в инновационную деятельность и осознание её необходимости; информирование педагогов о достижениях современной педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения; создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции в нашем детском саду используются различные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов :
- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО. Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- семинары-практикумы. На семинарах предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. На базе нашего детского сада прошли районные семинары «Планирование и организация педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО» и «Развивающая предметная среда как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников»;
- педагогические советы «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС», «Качество педагогического планирования образовательной работы в ДОО», «Обновление системы образования ДОО» и т. д. Применение таких методов проведения педсоветов, как дискуссии, аукционы, круглые столы, педагогические гостиные, обеспечивают откровенный обмен мнениями, помогают сплачивать коллектив, наращивать творческий потенциал каждого педагога;
- индивидуальные и групповые консультации с целью оказания методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ : «Комплексное сопровождение ребенка в условиях ФГОС» «Профессиональная компетентность воспитателя», «Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности» и т. д. Такие консультации расширяют кругозор педагогов, помогают преодолеть трудности в работе, знакомят с инновационными материалами и литературой, делают работу творческой;
- мастер-классы «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста», «Организация предметно-развивающей среды в ДОО» повышают профессиональную компетентность педагогов, знакомят с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов, развивают творческие способности;
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района. В октябре провели открытое районное мероприятие по организации педагогического процесса в условиях введения ФГОС ДО;
- педагогические чтения. С целью освоения и накопления психолого-педагогических знаний в сфере развития системы дошкольного образования, научных и практических инноваций в дошкольной педагогике и детской психологии участвовали в районных педагогических чтениях «Инновационный потенциал воспитателя как условие повышения качества образования в рамках внедрения ФГОС ДО», «Развитие образовательных учреждений в условиях введения ФГОС нового поколения : опыт, проблемы, перспективы», «Реализация ФГОС в образовательных учреждениях района»;
- деловые игры. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. Такие игры как «Проектирование в ДОО» помогают педагогам усвоить технологию проведения образовательной деятельности и образовательных мероприятий;
- прохождение курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников с целью развития профессиональной компетентности педагогов для создания условий реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Все педагоги детского сада прошли курсы повышения квалификации по темам: «Современные стратегии реализации дошкольного образования», «Инновационная деятельность в ДОУ: введение и реализация ФГОС ДО»;
- банк педагогических идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в ДОО;
- организация деятельности Творческой группы. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Творческой группой составлены рабочие образовательные программы, конспекты непосредственно образовательной деятельности. Созданы электронные образовательные ресурсы : презентации по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, диких и домашних животных, видеоролик «Жизнь замечательных детей».
- участие педагогов в районных методических объединениях и семинарах для выявления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов района;
- участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, в районном конкурсе «Воспитатель года-2015» заняли 1 место;
- смотры-конкурсы. Для проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции у нас ежегодно проходят конкурсы готовности групп к новому учебному году, на лучшее новогоднее оформление групп, зимних построек из снега;
- самообразование педагогов - расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений.
Также используем и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций и групповые дискуссии.
Разработали требования к содержанию портфолио педагогов. Наличие такого информационного банка способствует росту интеллектуального потенциала, стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, учит презентации своей работы.
Разнообразные формы методической работы обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, творчески проявить себя в деле.
Таким образом, основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.