Елена Колесникова
Обзор образовательных программ дошкольных образовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей РГПУ имени А. И. Герцена, раздел «Ребёнок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных и их сообществ, осознание детьми связей и зависимостей, существующих в мире природы. В разделе раскрывается роль, место, значение человека в природе. В системе образовательной работы используются различные виды деятельности познавательного и природоведческого характера, общение с живой и неживой природой, моделирование, экспериментирование, что дает возможность удовлетворять естественную потребность каждого ребенка во взаимодействии с природным окружением его любознательность. Программа предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе, формирование начальной стадии экологического мировоззрения.
Публикация «Обзор образовательных программ дошкольных образовательных учреждений» размещена в разделах
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию развивающего и познавательного характера, формируют отношение к окружающему миру – все вместе по замыслу Т. И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.
Программа «Развитие» нацелена на развитие интеллекта и художественных способностей дошкольников. Ознакомление с природой, включенное в программу является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.
Программа «Истоки», создана психолого-педагогическим коллективом Центра «Дошкольное Детство» им. А. В. Запорожца. Подраздел программы «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира». Основное внимание авторов в данном разделе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (экологический аспект, но эта тема не раскрыта на конкретном материале. С. Николаева отмечает, что интересная по многим параметрам программа, не смогла выйти на современный уровень полноценного экологического воспитания, так как не ставит задачу развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность. (Николаева С., Дошкольное воспитание №7 2002). «Кроха» - программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Е. Ф. Терентьева, автор раздела экологического воспитания, выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе (наличие в помещении растений и животных, наблюдение за природой из окна, использование прогулок как средства экологического воспитания). Наряду с комплексными создано значительное количество парциальных программ. Одной из первых появилась программа «Юный эколог» С. Николаевой. Программа была создана на основе авторской Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического образования. Н. Н. Кондратьева разработала парциальную «Программу экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания данной программы положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. Программа В. И. и С. Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой личности. Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщения их к мировой художественной культуре. Программа Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» развивает в детях планетарное мышление, разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. По мнению автора, экологические представления о ценности природы и её единстве с человеком помогают развить в детях сопереживание и сочувствие, трансформирующиеся в последствии в содействие. Н. А. Рыжовой разработала программу «Наш дом природа», которая нацелена на воспитание активной и творческой личности ребёнка 5-6 лет. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры. Программа состоит из десяти блоков, включающих обучающий и воспитывающий компоненты. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, производимые человечеством, и представляющие реальную опасность для планеты. Н. А. Рыжовой составлена классификация программ по экологическому образованию. Автор условно разделила программы на три группы: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической направленности; программы социально-экологической направленности. Для программ первой группы, отмечает автор, характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.). В эту группу автор предлагает включить программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. Н. Кондратьевой «Мы» (Санкт-Петербург, Ж. Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка» (Москва, А. В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград, М. И. Миннекаевой с соавторами (Татарстан) и ряд других региональных программ. Для второй группы программ, по мнению Н. А. Рыжовой, характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих программ опираются на идеи Н. К. Рериха. К данной группе автор предлагает отнести программы В. И. Ашикова, С. Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И. Г. Белавиной, Н. Г. Найденской «Планета — наш дом», Т. И. Поповой «Мир вокруг нас». Третья группа программ, считает Н. А. Рыжова, выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т. п.). В качестве примеров программ этой группы автор рассматривает программы Н. Н. Вересова «Мы — земляне» (г. Мурманск, Т. В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда», Л. М. Клариной «Экономика и экология» (Москва).