Татьяна Гаврилова
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса
Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
Публикация «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса» размещена в разделах
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Изучение процесса совершенствования педагогической компетенции воспитателей ДОУ потребовало уточнения ключевых понятий: «совершенствование», «компетентность», «компетенция», «педагогическая компетенция». Основываясь на исследованиях Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, Л. М. Митиной,А. В. Петровского, В. И. Слободчикова, мы пришли к пониманию совершенствования педагогической компетенции воспитателей ДОУ как целенаправленному процессу, ориентированному на профессиональное развитие педагогов, призванному обеспечить эффективное преодоление недостатков в их методической деятельности и формирование необходимых качеств и способностей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам. Анализ понимания различными авторами (И. А. Зимней,Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой,А. К. Марковой,А. А. Майера, Э. Ф. Насыровой, А. В. Хуторского и др.) понятия «компетентность» показал, что ее рассматривают как качественную характеристику в подготовке специалиста.
Под педагогической компетенцией воспитателей дошкольного образовательного учреждения мы понимаем интегративно-функциональное личностное образование, выраженное в педагогической и методической подготовленности педагогов, отражающей качественный уровень знаний и умений практической методической деятельности воспитателей на основе приобретенных мотивационно-ценностных ориентаций и позитивного методического опыта.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетенции может быть достигнут при условии непрерывного образования.
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.»
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартом и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма, необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах, как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существуют на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как углубленного знания, «состояние адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».
Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а так же интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к системным областям знаний и другие).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трё х критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи;
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а так же использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, одного образования хватало на всю жизнь, подходит новый жизненный стандарт: образование для всех, образование через всю жизнь. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель XXI века это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- специалист способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач:
- умеет организовать рефлексивную деятельность;
- обладает высокой степенью профессиональной компетентности.
Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства. Особое значение это имеет на переходных этапах, в частности при переходе воспитанников с дошкольной ступени образования на начальную.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития именуемая «детством».
Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, вследствие этого у них общее родовое имя- педагог.
В совершенных условиях педагог- это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого - педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т. е. обладающий сформированным инновационным потенциалом. Инновационный потенциал педагога - это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Для того, чтобы научить педагогов анализировать и оценивать свои профессиональные качества, развить у них мотивацию к профессиональному росту, вывести каждого педагогического работника на высокий уровень, необходимо обеспечить эффективное методическое сопровождение, которое предусматривает:
- разработку и реализацию системы непрерывного образования педагогов;
- введение системы адресной методической поддержки педагогов;
- дифференцированный подход к развитию профессионального потенциала педагогов по степени готовности к профессиональному и личностному совершенствованию;
- индивидуальный подход к обучению молодых педагогов.
Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие детей, их личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого.
Исходя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования, и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ. Деятельность педагога определяется его миссией, связанной с обеспечением оптимальных организационно- управленческих условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации на этапе дошкольного детства.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Используемая литература:
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. 2006. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М. : АЙРИС ПРЕСС.
2. Доклад Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» 2012.
3. Киндяшова А. С. 2013. Формирование профессиональной компетентности учителя с использованием задачного подхода // Научная библиотека КиберЛенинка
4. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М. : Айрис – Пресс.
5. Сластенин В., Исаев И. 2012. Профессиональная компетентность педагога. Учебное пособие. М. : Педагогика.
6. Хуторской А. В. 2008. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия».