Ольга Чернякова
Консультация для педагогов «Критерии качества занятия в контексте культуры (ФГОС)»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач современного образования является приобщение человека к культурным ценностям, т. е. превращение природного человека в человека культурного. Можно рассматривать образование «как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека»
Культура непосредственно не транслируется, не передается от педагога к ребёнку как некая установка. Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и дошкольника, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому детский сад, если он истинно культуросообразен, должен не подталкивать к усвоению готовых знаний, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.
Публикация «Консультация для педагогов „Критерии качества занятия в контексте культуры (ФГОС)“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Культура не единый монолит, а динамическое образование, результат самых разнообразных достижений человечества: материально-технических, духовных, гигиенических, социальных, индивидуально-психологических.
Все эти достижения педагог вбирает в себя и воспроизводит : в речи, внешнем виде, логике построения занятия, воспитательных средствах, культуре мышления, в мимике, пластике, жестах и т. д. Он сам является носителем определенной культуры, несет в себе индивидуальное представление о культуре, его становление как личности тесно связано с особенностями культурного пространства времени, в котором живет. Педагог строит работу в соответствии с представлением о достойном.
Под культурой занятия следует понимать характеристику, которая бы свидетельствовала о высоком уровне организуемой педагогом групповой познавательной деятельности, позволяющему говорить, что деятельность детей протекает в контексте современной культуры.
Занятие – это возможность для педагога помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек.
Занятие – это работа души, и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также воспитателя к своей собственной личности. Гордый человек все учебные минуты посвящает работе, так как он ответственен за собственное развитие и образование. Поэтому есть категорический запрет на занятии : «Нельзя не работать».
В качестве основных требований к занятию в контексте культуры можно назвать следующие:
1. Занятие – это протекание жизни на уровне современной культуры взаимоотношений между людьми с позиции Уважения, Добра, Справедливости.
2. Занятие – это свободное проявление личностного «Я» в его своеобразии мужского и женского варианта поведения.
3. Занятие – это постижение Истины, обретение личностных смыслов, основные задачи субъекта:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить в ладу с самим собой.
4. Занятие – это атмосфера Красоты, Добра, Понимания, Сопереживания, Индивидуальности, Братства.
5. Занятие – это ситуация успеха для каждого отдельного ребёнка, группы, всего коллектива.
6. Занятие – это развитие способностей человека быть мыслящей, нравственной, творческой личностью.
Критерии качества занятия в контексте культуры :
1. Цели учебного занятия определены совместно с воспитанниками. (Организованы действия всех детей по принятию целей учебного занятия).
2. Соответствие содержания познавательного материала образовательным целям занятия.
3. Положительный эмоциональный фон занятия, благоприятный психологический климат в коллективе. (Позитивное влияние оформления и оборудования кабинета, санитарно-гигиенических условий помещения, внешнего вида воспитателя и детей)
4. Мотивация деятельности дошкольников, положительная «мотивационная аранжировка» каждого дидактического этапа, занятия в целом. Атмосфера доброжелательности и взаимной заинтересованности.
5. Оптимальность построения занятия, структура соответствует уровню подготовки и развития детей, их индивидуальным особенностям (интересам, темпераменту, темпу усвоения информации) и специфике в целом.
6. Соответствие методов обучения и педагогической техники к содержанию материала и образовательным целям занятия.
7. Обеспечение смены и преемственности видов деятельности детей, разнообразие форм познавательной деятельности включению каждого ребёнка в активную деятельность на занятии.
8. Осуществление опоры на предыдущие знания дошкольников, их субъективный опыт, обосновывается значимость нового материала, актуализируется личностный смысл деятельности.
9. Формы организации познавательной деятельности обеспечивают сотрудничество дошкольников, диалогическое общение детей друг с другом и с педагогом.
10. Положительная обратная связь позволяет успешно управлять деятельностью и общением детей, корректировать их деятельность и поведение с позиций личностного и культурологического подхода.