Оксана Алехина
Образовательная область «Физическое развитие» в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
"Образовательная область "Физическое развитие" в контексте ФГОС дошкольного образования"
(О. Н. Алехина)
Слайд 1. Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общеобразовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С содержанием ФГОС ДО, вы конечно уже знакомы, и каждое образовательное учреждение разработало и утвердило основную образовательную программу.
Публикация «Образовательная область „Физическое развитие“ в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Слайд 2, 3. Наше образовательное учреждение не исключение, мы строим свой образовательный процесс с учетом "Основной образовательной программы МДОУ "Детский сад № 217"Ленинского района г. Саратова". На основе ООП педагоги разработали рабочие программы, в которых отражены все направления развития и образования детей (т. е. образовательные области). И сегодня мы хотим представить вашему вниманию свой опыт работы по образовательной области "Физическое развитие".
Слайд 4. Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то "Физическая культура" и "Здоровье" объединены в образовательную область "Физическое развитие", т. е. образовательная область "Физическое развитие" представлено в свою очередь двумя образовательными областями : "Здоровье" и "Физическая культура".
Слайд 5 - 13. Образовательная область "Физическое развитие" включает приобретение опыта в следующих видах детской деятельности: двигательной, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формируются начальные представления о некоторых видах спорта, дети овладевают подвижными играми с правилами. Происходит становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Слайд 14. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, на которые нацелена программа нашего ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Слайд 15. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.
Слайд 16. Стандарт регулирует отношения в сфере образования между всеми участниками образовательного процесса : родитель, ребенок, педагог. Семья рассматривается как полноправный участник образовательного процесса. Стандарт впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому свою образовательную работу по "Физическому развитию" мы строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Слайд 17. В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры.
Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и "Физического развития" ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры даются для детей: раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Слайд 18. Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с "Физическим развитием" воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Целевые ориентиры по "Физическому развитию", обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры не подлежат оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается промежуточной и итоговой диагностикой воспитанников.
Слайд 19. Однако программа предполагает оценку индивидуального развития детей, такая оценка проводится педагогами в рамках педагогической диагностики. А результаты педагогической диагностики используются только для решения образовательных задач. Педагог проводит мониторинг по "Физическому развитию" воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.
Слайд 20. В свой работе мы стараемся, чтобы физическое развитие было не только средством развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и стало важным компонентом и средством духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
Слайд 21. А важнейший способ организации детской деятельности, которого придерживаются педагоги ДОУ - это совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Умение методически грамотно организовать и провести занятия, найти нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения, способствуют развитию у детей интереса к занятиям, формированию необходимых привычек, двигательных умений и навыков.