олеся пашина
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Публикация «Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Проблема взаимодействия ДОО и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Педагоги нашего ДОО уделяют большое внимание сотрудничеству с родителями, поскольку без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
По статистике современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.
Планирование работы с родителями, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Цель педагогов МБДОУ №16 - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками полноценного воспитательно - образовательного процесса в контексте ФГОС ДО.
Основные задачи работы с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для успешного сотрудничества с родителями мы изучили методическую литературу и сформировали следующие принципы взаимодействия с родителями :
1. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей. Этому способствовали следующие мероприятия, которые были успешно проведены педагогами ДОО: семейная спортивная встреча «Богатырская наша сила»; круглый стол «В каждой семье свои традиции»; родительское собрание «Растить любознательных»; мини-лекции «Учим ребенка общаться», «Как развивать мелкую моторику у детей», «Если ребенок невнимателен»; cеминар – практикум «Играем пальчиками»; деловая игра «Учимся играя»)
2. Ежедневный контакт воспитателя во время утреннего приема и в вечернее время.
3. Неформальные беседы педагога с родителями для обсуждения успехов ребенка.
4. Для родителей в ДОО систематически проводятся Дни открытых дверей, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок: досуг «Здоровейка»; презентация проекта «Волшебное превращение капельки»; агидбригада «Быть здоровым -это здорово».
5. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОО: «Масленица»; «8 марта»; «23 февраля»; «Новый год»; тематические выставки: «Дары осени», «Зимушка хрустальная», «Как я провел лето», «Новогодние игрушки», «Вот какие наши мамы» .
6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии с целью активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержки их уверенности в собственных педагогических возможностях. Педагогами ДОО создано: мини-библиотека по педагогике и воспитанию детей для родителей, выпущены памятка «Мудрые советы и наставления» и буклет «Если ребенок ведет себя агрессивно»; доступны для родителей электронные консультации на сайте ДОО.
В результате успешного сотрудничества повысилась эффективность работы с родителями в МБДОУ №16.
- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОО. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО согласно статистике анализа анкет.
Таким образом, использование принципов по которым работает МБДОУ №16 даё т положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.