Елена Ануфриева
Развитие познавательной деятельности дошкольников через использование дидактических игр математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Публикация «Развитие познавательной деятельности дошкольников через использование дидактических игр математического содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Дидактические игры способствуют в решении многих задач в индивидуальной работе с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
В связи с этим нас заинтересовал вопрос: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Напомним понятие «дидактическая игра» - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребёнок.
Из опыта нашей работы наблюдается, что дети дошкольного возраста испытывают проблемы с временными и пространственными ориентирами, путают цвета, затрудняются при группировке, сопоставлении предметов, не используют в речи предлоги и наречия: справа, сверху, от, рядом, с, около, в, на, за.
Включение детей в совместную деятельность идёт медленно, недостаточно сформирована познавательная мотивация. Изучив данную проблему, мы решили преодолеть выявленные трудности у детей с помощью дидактических игр.
Согласно ФГОС ДО главным средством обучения является игра. Именно через игру и проектную деятельность должно идти развитие индивидуальности каждого ребёнка и формирование у него интереса к познанию мира. Также согласно ФГОС ДО, дидактические игры позволяют решать задачи различных образовательных областей, во многом способствуют развитию познавательного интереса у детей, делают любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Дидактические игры можно разделить на следующие подгруппы:
- Дидактические игры на ознакомление с числом и обучение счёту («Раз, два, сосчитай», «Домино», «Сколько» и другие).лама
- Дидактические игры на формирование представлений о величине предметов. («Матрёшки», «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку», «Найди и назови», «Кто где живёт»). - Дидактические игры на ознакомление с формой предметов. («Подбери по форме», «Найди предмет», «Геометрическое лото», «Аппликация»).
- Дидактические игры на формирование временных и пространственных представлений. («Лабиринты», «Куда еду», «Что изменилось», «Путешествие», «Когда это бывает», «Найди ошибку»).
Организуя дидактические игры с математическим содержанием, педагогу следует продумывать следующие вопросы методики проведения игры:
1. Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития дети дошкольного возраста овладеют в процессе проведения игры? Какому моменту в игры необходимо уделить пристальное внимание? Какие иные воспитательные цели преследует процесс проведения игры?
2. Количество играющих детей. В каждой игре необходимо определенное количество играющих или максимальное их число. Это следует учитывать, организуя игру.
3. Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?
4. Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?
5. На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра? Будет ли игра захватывающей, занимательной для детей? Захотят ли дети вернуться к игре еще раз?
6. Каким образом организовать участие всех детей в игре?
7. Каким образом организовать наблюдение за детьми, чтобы определить, все ли включены в работу?
8. Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?
9. Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочеты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и др. ?
Напомним, что в дидактических играх используется большой набор наглядности (карточки, эмблемы, геометрические фигуры, счётные палочки, раздаточный материал). Ведь привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – всё это создаёт у детей хороший эмоциональный настрой.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО определяется как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Представляем вашему вниманию видеоролик о содержании и наполняемости центра математического развития старшей группы.
Мы пришли к выводу, что включение дидактических игр и упражнений математического содержания в разные виды деятельности детей (совместную, самостоятельную, режимные моменты) позволило повысить их познавательную активность, математические представления.
Благодаря широкому применению дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. У детей появился живой интерес к процессу познания, они стали более развиты в умении самостоятельно мыслить, в умении доказывать правильность суждений, сформатировались и усовершенствовались общие умственные способности, логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления.