Ольга Горохова
Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»
Дети находятся в процессе постоянного развития. Они развиваются как физически, так и психически. Наиболее значимым признаком полноценного психического развития отдельно взятого ребенка является освоение им разговорной речи. Причем развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того чтобы сегодняшний ребенок стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей потребуются совместные усилия его и родителей.
Публикация «Из опыта педагогической работы, Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.
Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности.
Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования правильной речи детей. Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи. Поэтому я, как воспитатель, должна определить какой методикой следует воспользоваться, чтобы ежедневно развивать речь детей, обогащать и расширять словарь, помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть. С этой целью я в течение нескольких лет работаю над темой «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр».
Актуальность выбранной мною темы моего опыта работы подтверждает документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, где прописаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В содержании программы должны быть чётко представлены направления развития и образования детей, одним из которых является – речевое развитие. Это направление включает в себя задачу по обогащению активного словаря детей, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной педагогике, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Поэтому, я обратила своё внимание на формирование словаря.
Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, я определила, роль слова как важнейшую единицу языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, я заметила, что лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря я решила использовать дидактические речевые игры.
Такие игры помогут:
-активизировать словарь;
-обеспечить количественное накопление слов;
-освоить социально закрепленные содержания слов;
-овладение значением слов;
-освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
-проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.
В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка.
По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много д/ игр, которые до сих пор используются в детских садах.
В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е. И. Удальцова, А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко и др.
В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр на формирование словаря дошкольника.
Начиная работу по формированию словаря, с помощью дидактических игр выделила в ней такие направления:
- создать условия для формирования словаря, то есть развивающую среду;
- подобрать дидактические игры по лексическим темам;
- использование дидактических игр и пособий от простого к сложному.
Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.
Это консультации, например, «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»; «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей». Познакомила родителей с методами и приёмами работы по этой теме в детском саду. Были проведены родительские собрания, где подчёркивалась роль работы по формированию грамматически правильной речи и обогащению словаря у детей и давались необходимые рекомендации.
Так же я проводила индивидуальные беседы с родителями о необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас.
Родители с пониманием отнеслись к теме - обогащения словаря детей и активно приняли участие в создании условий и развивающей среды. С их помощью были изготовлены некоторые пособия и дидактические игры.
Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют - обладают большим количеством запаса слов. А также само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.
Диагностический план обследования по обогащению словаря детей в группах был разработан на основе методик обследования словарного запаса детей дошкольного возраста О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой и О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной
Данные методики состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу всего теста имеют усложненные элементы, для диагностики объема словарного запаса детей разного дошкольного возраста.
Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть, что дети приобрели навыки речевого общения. Заметно обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов. Сформированы видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, транспорт) обобщающие понятия с их последующей дифференциацией (транспорт наземный, воздушный). Дети заметно легче стали объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения. Расширяющийся словарный запас дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях. Обогатились представления о мире.
Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.
Необходима постоянная работа, а именно:
- обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;
- закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;
- выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, лексическое значение, которых точно понимается ребенком;
- понимание и употребление в речи антонимов, синонимов;
- понимание и употребление обобщающих понятий (их дифференциация);
- понимание и употребление фразеологических оборотов, образных выражений.
Самым главным в заключении хочу отметить повышение своего профессионализма и личная творческая заинтересованность. Изучаю методическую, научно-популярную, периодическую литературу. Стараюсь преподнести детям материал так, чтобы он был интересен, доступен, соответствовал возрасту и уровню развития детей. Являюсь активным членом творческой группы ДОУ и, также, активно учувствую в жизни группы и сада.
Перспектива:
-Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения словаря детей с помощью дидактических игр.
-Активно участвовать в жизни детского сада, подготовить консультационный материал для педагогов.
-Продолжать работу по педагогическому просвещению родителей, периодически обновлять консультативный материал, затрагивая тему моей работы на родительских собраниях.
-Изучать новинки методической литературы, периодических изданий.
-Систематически посещать методические объединения, курсы, повышения квалификации.