Светлана Калашникова
Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность
Публикация «Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием дидактических модулей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, а самое главное развитие детской самостоятельности и познавательной активности.
В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.. Поэтому мы и изготовили дидактические модули для развития у детей общей и мелкой моторики, с помощью которых у детей развивается самостоятельность и познавательная активность.
Поставили перед собой цель: вызвать интерес у детей к разнообразным дидактическим модулям
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Поэтому мы и поставили перед собой эти задачи
Многофункциональность пособий заключается в том, что их можно использовать для различных видов детской деятельности : для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.
В нашей группе были изготовлены такие дидактические модули :
«Веселая полянка» данное дидактический модуль развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания. Развивающая мягкая книжка «Очень умелые ручки», «Наш двор», «Сенсорик» развивает пальчики, знакомит с цветом, формой, величиной, цифрами, временами года.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали со второй младшей группы активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические модули, сделанные своими руками
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение дидактических модулей. В результате чего мы увидели у детей проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность к принятию собственных решений. в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет Дети научились навыкам самообслуживания.
Находчивость, сообразительность и смекалка
достигают высшего напряжения
и получают тренировку именно тогда,
когда мысль захвачена стремлением
самостоятельно решить предложенную задачу.
Б. А. Кордемский
Дидактическое пособие «Веселая полянка»
С этим пособием можно играть за столом, на ковре или повесить его на стену. С чего начинать работать по модулю – с инициативы ребенка. Социоигровая методика – волшебная палочка и «Найдите сколько рыбок….», «Найди бабочек».
«Божьи коровки» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «большой –маленький», «вверх – вниз», «справа», «слева»; закрепление цветов и умения застёгивать замочек.
Ход игры: Идем гулять на поляну… а на полянке сидит «божья коровка», ползает по цветам и присела отдохнуть (расстегиваем замочек). И вывела погулять деток. Сколько деток она вывела погулять? (ответы детей). А малыши - очень любопытны, они захотели узнать, что происходит вокруг – один заглянул на полянку с цветами, а другой поднялся вверх к интересному домику, а последний побежал вниз к пруду. Сколько божьих коровок на цветке? – одна. Сколько вверху? Сколько внизу? Сколько всего божьих коровок? (Много). Божьих коровок много? А мама?- одна.
«Весёлый ежик» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «большой –маленький», «вверх – вниз», закрепление цветов. тактильное восприятие. Различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера.
Ход игры: - Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Это ежик - найдите ежа. Покажите, где у него глазки, носик, ротик, ушки? Дети показывают (тактильные ощущения, сравнение). Давайте поможем нашему ежику собрать грибочки (закрепить понятие один –много).
«Зеленая елочка» Цель: развитие тактильного восприятия, ориентировки в пространстве, внимания, что способствует эмоциональному и творческому формированию.
Елочка, елка, - дети трогают елочку
Пушистая иголка.
Где ты выросла?
- На полянке.
- Что ты видела?.
«Солнышко» Цель: развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Учимся застегивать, расстегивать пуговицы. Сколько лучиков – понятие «один – много». Развитие концентрации внимания, усидчивости.
Мой маленький дружочек,
Возьми-ка ты шнурочек.
Видишь желтый круг?
Сделай лучики вокруг.
Солнце улыбается –
Ребятишкам нравится!
Ход игры: А где же солнышко? Дети находят «Солнышко», которое имеет много лучиков. Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? (желтого). А теперь давайте поможем солнышку найти его лучики. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
«Тучка и дождик» Цель: развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, закрепление понятия «один – много», проигрывание ритмического рисунка с детьми.
Ход игры:
Тучка по небу гуляла
И дождинки потеряла – разворачивание полотна с капельками
Сколько капелек капнуло? (Много). А тучка – одна.
А теперь поиграем с капельками – помогите им поговорить с вами – ритмичное движение пальцев.
Вот и дождичек полил,
А полянку не намочил – сворачивание полотка с капельками.
«Соберем яблоки»» Цель: учить пристегивать и отстегивать яблоки – кнопки мелкая моторика, ребенок закрепляет понятия «один», «много», упражнять детей в назывании цвета.
Ход игры:
На яблоне румяные
Яблоки висят.
Пусть и несъедобные –
Но радость для ребят!
Ребята, давайте соберем яблочки в корзинку. Сколько желтых и красных яблок?
«Пруд» Цель: достать до рыбки (длинная короткая удочка, сравнение рыбок, массаж подушечек пальцев.
Ход игры: А сейчас отправляемся на пруд, где плавают рыбки
Удочки в руки мы возьмем
И рыбок в ведро соберем…
«Кто живет в домике» Цель: работать над усвоением знаний понятия «Дом». Называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь). Способствовать развитию мышления, воображения. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
Мы построим новый дом! Покажи, где крыша, окно, дверь
Дружно в доме заживем.
В нашем домике окошко - покажи где
Загляни туда ….
Кто там живет? –
А откроем в доме дверь – покажи где
Кто там живем. Сколько жителей? (Много). А на крыше – один.
Что мы еще не звали… замок и ключик. Закрываем дверь и продолжаем путешествие.
«Машина со светофором» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов, умения пользоваться липучками и кнопками.
Ход игры:
Что же делать? Вот вопрос.
У машины нет колес!
Их приделаем легко
И поедем далеко…
На пути нам светофор
Какие цвета у светофора…
«Радуга» Цель: развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев, закреплять знания о цвете.
Ход игры:
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу —
Семицветную-цветную - дети проводят пальчиком по всем элементам радуги.
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да дальше побегу…
«Цветочная поляна» Цель: учить пристегивать и отстегивать цветы – кнопки мелкая моторика, ребенок закрепляет понятия «один», «много»
Ход игры:
а на полянке растут красивые цветы. Сколько их… (Много). Давайте соберем букетик
«Подарок для медвежонка» Цель: формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
Медвежонку на день рождения подарили шары воздушные шары.
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно его за ленту взять
В руки ленточки возьмем
И быстро к шарику придем.
«Кто живет за забором» Цель: развитие мелкой моторики (укрепление пальцев и всей кисти руки, сенсомоторной координации, формирование навыка шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); развитие речи, творческих способностей, глазомера, внимания.
Ход игры:
Давайте посмотрим, кто живет за забором? Открываем калитку –расшнуровываем и говорим, здравствуйте. Кто это? Прощаемся – зашнуровываем.