Папки-передвижки

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей

Светлана Калашникова
Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей
▼ Скачать + Заказать документы

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность

Публикация «Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей» размещена в разделах

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием дидактических модулей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка, а самое главное развитие детской самостоятельности и познавательной активности.

В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.. Поэтому мы и изготовили дидактические модули для развития у детей общей и мелкой моторики, с помощью которых у детей развивается самостоятельность и познавательная активность.

Поставили перед собой цель: вызвать интерес у детей к разнообразным дидактическим модулям

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Поэтому мы и поставили перед собой эти задачи

Многофункциональность пособий заключается в том, что их можно использовать для различных видов детской деятельности : для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

В нашей группе были изготовлены такие дидактические модули :

«Веселая полянка» данное дидактический модуль развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания. Развивающая мягкая книжка «Очень умелые ручки», «Наш двор», «Сенсорик» развивает пальчики, знакомит с цветом, формой, величиной, цифрами, временами года.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали со второй младшей группы активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические модули, сделанные своими руками

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение дидактических модулей. В результате чего мы увидели у детей проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность к принятию собственных решений. в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет Дети научились навыкам самообслуживания.

Находчивость, сообразительность и смекалка

достигают высшего напряжения

и получают тренировку именно тогда,

когда мысль захвачена стремлением

самостоятельно решить предложенную задачу.

Б. А. Кордемский

Дидактическое пособие «Веселая полянка»

С этим пособием можно играть за столом, на ковре или повесить его на стену. С чего начинать работать по модулю – с инициативы ребенка. Социоигровая методика – волшебная палочка и «Найдите сколько рыбок….», «Найди бабочек».

«Божьи коровки» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «большой –маленький», «вверх – вниз», «справа», «слева»; закрепление цветов и умения застёгивать замочек.

Ход игры: Идем гулять на поляну… а на полянке сидит «божья коровка», ползает по цветам и присела отдохнуть (расстегиваем замочек). И вывела погулять деток. Сколько деток она вывела погулять? (ответы детей). А малыши - очень любопытны, они захотели узнать, что происходит вокруг – один заглянул на полянку с цветами, а другой поднялся вверх к интересному домику, а последний побежал вниз к пруду. Сколько божьих коровок на цветке? – одна. Сколько вверху? Сколько внизу? Сколько всего божьих коровок? (Много). Божьих коровок много? А мама?- одна.

«Весёлый ежик» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «большой –маленький», «вверх – вниз», закрепление цветов. тактильное восприятие. Различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета, но разного размера.

Ход игры: - Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Это ежик - найдите ежа. Покажите, где у него глазки, носик, ротик, ушки? Дети показывают (тактильные ощущения, сравнение). Давайте поможем нашему ежику собрать грибочки (закрепить понятие один –много).

«Зеленая елочка» Цель: развитие тактильного восприятия, ориентировки в пространстве, внимания, что способствует эмоциональному и творческому формированию.

Елочка, елка, - дети трогают елочку

Пушистая иголка.

Где ты выросла?

- На полянке.

- Что ты видела?.

«Солнышко» Цель: развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Учимся застегивать, расстегивать пуговицы. Сколько лучиков – понятие «один – много». Развитие концентрации внимания, усидчивости.

Мой маленький дружочек,

Возьми-ка ты шнурочек.

Видишь желтый круг?

Сделай лучики вокруг.

Солнце улыбается –

Ребятишкам нравится!

Ход игры: А где же солнышко? Дети находят «Солнышко», которое имеет много лучиков. Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца? (желтого). А теперь давайте поможем солнышку найти его лучики. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

«Тучка и дождик» Цель: развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений, закрепление понятия «один – много», проигрывание ритмического рисунка с детьми.

Ход игры:

Тучка по небу гуляла

И дождинки потеряла – разворачивание полотна с капельками

Сколько капелек капнуло? (Много). А тучка – одна.

А теперь поиграем с капельками – помогите им поговорить с вами – ритмичное движение пальцев.

Вот и дождичек полил,

А полянку не намочил – сворачивание полотка с капельками.

«Соберем яблоки»» Цель: учить пристегивать и отстегивать яблоки – кнопки мелкая моторика, ребенок закрепляет понятия «один», «много», упражнять детей в назывании цвета.

Ход игры:

На яблоне румяные

Яблоки висят.

Пусть и несъедобные –

Но радость для ребят!

Ребята, давайте соберем яблочки в корзинку. Сколько желтых и красных яблок?

«Пруд» Цель: достать до рыбки (длинная короткая удочка, сравнение рыбок, массаж подушечек пальцев.

Ход игры: А сейчас отправляемся на пруд, где плавают рыбки

Удочки в руки мы возьмем

И рыбок в ведро соберем…

«Кто живет в домике» Цель: работать над усвоением знаний понятия «Дом». Называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь). Способствовать развитию мышления, воображения. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.

Мы построим новый дом! Покажи, где крыша, окно, дверь

Дружно в доме заживем.

В нашем домике окошко - покажи где

Загляни туда ….

Кто там живет? –

А откроем в доме дверь – покажи где

Кто там живем. Сколько жителей? (Много). А на крыше – один.

Что мы еще не звали… замок и ключик. Закрываем дверь и продолжаем путешествие.

«Машина со светофором» Цель: развитие мелкой моторики, закрепление цветов, умения пользоваться липучками и кнопками.

Ход игры:

Что же делать? Вот вопрос.

У машины нет колес!

Их приделаем легко

И поедем далеко…

На пути нам светофор

Какие цвета у светофора…

«Радуга» Цель: развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев, закреплять знания о цвете.

Ход игры:

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Я на радугу-дугу

Полюбуюсь побегу —

Семицветную-цветную - дети проводят пальчиком по всем элементам радуги.

На лугу подстерегу.

Я на красную дугу

Наглядеться не могу,

За оранжевой, за жёлтой

Вижу новую дугу.

Эта новая дуга

Зеленее, чем луга.

А за нею голубая,

Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу

Насмотреться не могу,

А за этой фиолетовой

Возьму да дальше побегу…

«Цветочная поляна» Цель: учить пристегивать и отстегивать цветы – кнопки мелкая моторика, ребенок закрепляет понятия «один», «много»

Ход игры:

а на полянке растут красивые цветы. Сколько их… (Много). Давайте соберем букетик

«Подарок для медвежонка» Цель: формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

Медвежонку на день рождения подарили шары воздушные шары.

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно его за ленту взять

В руки ленточки возьмем

И быстро к шарику придем.

«Кто живет за забором» Цель: развитие мелкой моторики (укрепление пальцев и всей кисти руки, сенсомоторной координации, формирование навыка шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); развитие речи, творческих способностей, глазомера, внимания.

Ход игры:

Давайте посмотрим, кто живет за забором? Открываем калитку –расшнуровываем и говорим, здравствуйте. Кто это? Прощаемся – зашнуровываем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста». Циклограмма Евтихина Наталья Александровна воспитатель МКДОУ № 281 Дзержинского района г. Новосибирска «Развитие познавательной активности детей дошкольного.

Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование «Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование». «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей.

Развитие познавательной и мелкой моторики с использованием дидактических игр с пуговицами Проблема: - низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей. -отсутствие достаточного количества пособий для мелкой моторики рук.

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы) «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности» /В. А. Сухомлинский/ Актуальность выбранной темы. В соответствии с ФГОС.

Мастер-класс «Игры на развитие инициативы и самостоятельности в двигательной активности» Воспитатель первой категории Волкова Ирина Серафимовна. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития активного.

Педагогический опыт на тему «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет» В младшей группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок познавательного развития.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования «Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования. Развитие познавательных интересов дошкольников является.

Развитие познавательной самостоятельности дошкольников посредством экологического воспитанияРазвитие познавательной самостоятельности дошкольников посредством экологического воспитания Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 07:16
+285Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Калашникова (УИ 61002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД