Анастасия Абатурова
Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский писал: «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Публикация «Консультация „Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи.
Несомненно, что развитие речи является одной из главных целей экспериментирования.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Великие педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В ДОУ должен уделяться большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Сейчас хотелось бы остановиться поподробнее на том, как развивается речь в ходе исследовательской деятельности детей. Уже в ясельной и младшей группах происходит первое знакомство детей с исследованием, экспериментированием. Большое поле для исследования открывают для них игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими мелкими предметами. Давно известно, что состояние мелкой моторики напрямую влияет на речевое развитие ребёнка. Поэтому постоянная работа над моторикой пальцев рук служит благоприятной предпосылкой для дальнейшего речевого развития малышей. В это время происходит первое знакомство детей с цветами, геометрическими фигурами, животным и растительным миром, свойствами изучаемых предметов и явлений. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей.
В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжается речевое развитие детей. В ходе исследовательской деятельности продолжает расширяться словарный запас детей. Они знакомятся с новыми словами различных частей речи (существительными, обозначающими новые предметы и явления, прилагательными, обозначающими признаки изучаемых явлений, глаголами, производя действия с изучаемыми предметами). В этом возрасте идёт усвоение детей со словами-антонимами, синонимами. Они учатся определять противоположные признаки, а также учатся умению называть одно и то же явление разными словами, имеющими похожий смысл.
Благодаря экспериментированию дети учатся чётко формулировать свои мысли, ставить цели и задачи, сопоставлять, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.
Огромная роль в речевом развитии детей отводится воспитателю. Именно он в ходе исследовательской деятельности стимулирует ребёнка говорить, рассуждать, задавать вопросы, отвечать распространёнными предложениями на поставленные вопросы, проговаривать все свои действия, все происходящие в ходе эксперимента изменения. Также воспитатель прививает детям навыки межличностного общения и сотрудничества: умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.
То есть мы можем с уверенностью говорить о том, что познавательно-исследовательская деятельность неразрывно связана с речевым развитием ребенка-дошкольника. Только в ходе исследования речь детей развивается и совершенствуется и в то же время только оречевляя все происходящее вокруг него, рассказывая обо всем новом, что он узнает, рассуждая, сравнивая, анализируя, задавая вопросы итвна них, ребенок может полностью познавать окружающий его мир.