Фируза Мальцева
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
“Расскажи - и я забуду, покажи - и
я запомню, дай попробовать - и
я пойму”.
Китайская пословица
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали многие классики педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие).
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.
Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
•Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основная цель работы по экспериментированию – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-Развитие у детей умственных способностей.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А. И. Иванова, 1999). Это хорошо понимали и неоднократно подчеркивали многие выдающиеся педагоги (Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, М. М. Манасеина, П. О. Эфруси)
Содержание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в старшей группе реализуется через совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми
и свободную самостоятельную деятельность самих детей.
Постановка проблемы перед детьми осуществляю двумя способами:
а) педагог создает проблемную ситуацию (в рамках тематического планирования, которая приводит к открытию каких-либо закономерностей. Это может быть представлено в форме приглашения к необязательной, непринужденной деятельности: «Давайте сегодня….», «Сегодня я буду, кто хочет, присоединяйтесь…» (Предложение проверки эффективности разных способов посадки лука; окрашивания воды)
При этом я задействую двойную мотивацию, которая позволяет исключить психологического давления, недопустимого при организации партнерской деятельности. С одной стороны - «мотивация общения с педагогом» - стремление детей быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать (при этом есть «лидерская ячейка» ребят, которая почти во всех случаях включается в деятельность и своим эмоциональным настроем «заражает всех остальных»). С другой – «мотивация личной заинтересованности» - делать то, что интересно (при проведении опытов и экспериментов с песком я предложила детям построить красивый замок для киндер игрушки, солдатики, рыцари);
б) проблема формируется самим ребенком.
При этом в силу того, что дети дошкольного возраста непосредственны и активны и познавать могут только то, что им действительно интересно, то иногда проблема, поставленная ребенком может не входить в тематический план, у которого, кстати и нет четких временных рамок. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел взрослый (При окончании жидкости для мыльных пузырей – дети спросили, можно ли ее сделать самим, следствием чего явился эксперимент по созданию мыльных пузырей из жидкости с разными основами и разных приспособлений (трубочки, ручки и пр)
2. Поиск путей решения проблем, выдвигание гипотез:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания (эксперименты с воздухом : «Упрямый воздух» - сжатый воздух обладает силой, «Что быстрее» - воздух обладает силой и давит на горизонтальный лист бумаги, «Промокание бумаги»);
- дети предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили ( опыты с водой: «Растворится или нет» и снегом: «Взаимодействие воды и снега).
Следует отметить, что я, как партнер становлюсь в равные условия с ребенком. Во-первых, стиль моего общения носит демократический характер, во-вторых, я, стараюсь быть всегда вместе при экспериментальной деятельности, но помощь или советы даю только при появлении ситуации тупика или обращении ребенка за помощью,а в –третьих, иногда результат эксперимента неизвестен даже мне. (например «Огород на подоконнике»(сажали лук, сажали листья фиалки);
3. Обсуждение полученных результатов.
Партнерская форма организации пространства предполагает максимальное приближение к ситуации «круглого стола». Количество детей в наших группах не позволяет организовать для этого один стол, поэтому детям разрешено свободно перемещаться, для того, чтобы взять тот или иной материал или посмотреть ход эксперимента у своего товарища.
Формы, методы и приемы, используемые в работе.
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы : “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д.
После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удасться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
- целевые прогулки, экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой.
-развлечения и досуг (праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков.)
Методы:
- Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт)
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
- практический (опыты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта: дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
В группе проводятся самые разные опыты ( например: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри.)
На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски (цветные льдинки), вкуса, запаха воды).
- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач:
* познакомить с чем-то.
* дать или расширить представления о чем -то.
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности «Повторяй за мной»)
- метод проблемного изложения (это решения проблемных ситуаций в разных условиях)
На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»
Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. ( Например: на прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок - сухой и мокрый). Что нужно сделать, чтобы получился пирожок?
Снежинка растаяла на ладошке. Почему она растаяла? (потому что она тёплая).
Как сделать цветную воду для снеговика?
Приемы:
- сообщение
- описание
- объяснение
- инструкции
- постановка вопроса
- показ (демонстрация) опыта
В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которую строю на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности. В уголке имеется основное оборудование.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество метода экспериментирования, но в реальной деятельности дошкольных учреждений, да и нами, он применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей дальнейшей работы в рамках программы будет изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности через разработку примерных тем и содержания экспериментальной деятельности на прогулке, в процессе РОД, деятельности в уголке природы и пр., а главное, систематическое обновление содержания уголка экспериментальной деятельности, привлечение внимания детей к нему, поощрение деятельности детей в нем.
Список использованных источников
1. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : Изд-во «Линка-пресс», 2012.
3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – М. : Изд-во «Дом Федорова», 2010.
4. А. И. Иванова «Методика организации экспериментов в детском саду». Методическое пособие М. : ТЦ Сфера, 2009.