Ольга Мардамшина
Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"
Всем известно, что изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития ребенка, а для детей с нарушением зрения еще и служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Однако, педагоги нередко замечают, что у детей с ослабленным зрением полностью может отсутствовать интерес к продуктивной деятельности. Нежелание рисовать сопровождается неуверенностью в своих изобразительных способностях. Ребенок может сказать: "Я не люблю рисовать", "Я не буду/не хочу рисовать, потому что не умею". Почему дети так говорят? Они испытывают целый ряд сложностей в процессе продуктивной деятельности.
Публикация «Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Это, и недостаточно сформированный зрительный образ, и медленная скорость восприятия объекта (рассматривание натуры, игрушки, иллюстрации, и медленная скорость самой деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования, и сложность в различении темных цветов и оттенков (фиолетовый, синий, темно-зеленый, а так же неудовлетворенность качеством своей работы, кажущаяся "небрежность" рисунка. (Слово "небрежность" берем в "", т. к. ребенок, работая с окклюдером на лучше видящем глазу, старательно выводит линии, контуры, работа кажется ему аккуратной, без клякс, но только он снимает окклюдер - сразу может увидеть на рисунке все свои неточности. Результат не оправдывает его ожидания.) И как следствие, эти и другие проблемы порождают неуверенность ребенка в себе.
Что делать? Как помочь преодолеть эти трудности детям, чтобы они могли почувствовать себя успешными. В первую очередь, необходимо подобрать удобные качественные материалы для рисования.
Карандаши.
Цветные карандаши должны быть "мягкими", яркими, оставлять четкую линию даже при среднем нажиме, наиболее подходящими будут акварельные, ими можно рисовать даже по сырой бумаге. В качестве альтернативы восковым мелкам можно предложить масляную пастель. Она мягче, структура мелка рыхлая, нарисованная линия получается ярче и толще.
Кисти.
Очень часто мы просим провести ребенка тонкую линию концом кисти. Но ему сложно контролировать нажим, т. к. дети не могут точно определить расстояние от кончика ворса до поверхности листочка бумаги. В данном случае, нейлоновые кисти - настоящая находка для детей с ослабленным зрением, прикоснувшись к поверхности рисунка, он почувствует это, упругий синтетический ворс сам "подскажет" ему о силе нажима.
Бумага.
Для работы акварельными красками, карандашами, пастелью предложите детям бумагу для акварели. Карандаш и пастель будут оставлять яркую толстую линию, шероховатости на поверхности бумаги придадут изображению благородную "рыхлую" фактуру, придающую некоторый объем. А разные цвета акварели, медленно разливаясь по бороздкам и волокнам влажной бумаги и сливаясь между собой, будут образовывать удивительные "пушистые" пятна, что позволяет поверить детям в волшебные свойства краски. Дети удивляются результату, получают восторг от такого рисования и с удовольствием берутся за новую работу в следующий раз.
Некоторые дети с нарушением зрения боятся начать рисунок, сомневаются в последовательности своих действий, испытывают трудности в передаче формы предмета, пропорций, ориентировке на плоскости листа, в построении композиции. Для развития уверенности В. А. Феоктистова, Т. П. Головина, Л. В. Фомичева, А. М. Витковская и др. обращают внимание педагогов на то, что "Работая с детьми с нарушенным зрением, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. "
Основываясь на рекомендации авторов, я решила использовать в работе "тетрадочки-помогалочки", в которых можно потренироваться, не боясь ошибиться. Это обычный скоросшиватель с файлами, рисуют дети маркером для белой доски, не понравившееся изображение можно стереть неоднократно. В качестве основы для рисования детям предлагается чистый лист бумаги, либо с нарисованными линиями (например: линия горизонта, часть овала, спиралевидная линия, точками и линиями (они служат опорными знаками, помогающими дорисовать сложную форму). Одна из трудных тем, это изображение человека, рисование портрета анфас и в профиль. В тетради на контурном изображении лица в двух плоскостях дети учатся правильно располагать глаза, нос, рот, уши, волосы. Изображая человека в полный рост, ребята могут поупражняться в рисовании схем человека в разных позах, в движении. В рабочей тетради могут быть отражены любые темы, на которые педагогу хотелось бы обратить особое внимание, где воспитанники испытывают трудности.
Благодаря такой тетради дети отрабатывают новые формообразующие движения (например: овал, капля, овоид, по этапам от простого к сложному; умение изображать перспективу (например: объекты близко - рисуем низко и крупно, объекты далеко - рисуем мелко и высоко, один предмет перекрывает другой); формируют умения рисовать портрет человека, сюжетные композиции, соблюдая пропорции.
Одним из главных моментов развития уверенности любого ребенка, и тем более с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выделить основное важнейшее правило - это проявление интереса взрослого, родителя к продуктивной деятельности малыша, беседа о содержании рисунка, положительный анализ, похвала, восхищение работой, нацеливание на будущий успех.
Таким образом, можно сделать несколько выводов:
• для развития уверенности в рисовании детям с нарушением зрения важно предоставить такие изобразительные материалы, чтобы рисовать ими хотелось и всегда получались красивые яркие необычные рисунки; педагог помогает родителям в выборе материала к занятиям и свободному самостоятельному рисованию, и очень важно понимать, что здесь экономить на качестве не нужно.
• предлагая новую тему, детям необходима более длительная предварительная работа и особое внимание должно уделяться пробному рисованию.
• интерес к работе ребенка, положительные отзывы стимулируют его на дальнейшее творчество.
При умелом педагогическом руководстве занятия рисунком у слабовидящих детей вызывают живой интерес и желание фантазировать на листе бумаги, уверенность в процессе работы. Взрослый сможет постепенно ввести ребенка в яркий разноцветный мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства, как огромное достижение. Задача педагога заключается в том, чтобы создать для детей комфортные условия для творческой деятельности, тщательно подбирая оборудование и планируя предварительную работу, а так же, оказывать консультативную помощь родителям малыша в подборе изобразительных материалов, организации самостоятельной художественной деятельности, анализировании и оценке рисунков, формированию интереса и положительного отношения к рисованию.