Мария Клюкина
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем дидактических игр математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная активность дошкольников, и ее развитие.
Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.
Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний – представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем дидактических игр математического содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте - это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.
Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах.
При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.
С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Таким образом, условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень – это практика и успешные исследовательские действия ребенка.
Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В процессе игр идет совершенствование психических познавательных процессов.
Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.
Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы друг друга, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Игра - это не развлечение или забава, а большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил, источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей.
Игры служат подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств : зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. Через игру дети получают развитие таких интеллектуальных процессов, как память, мышление, воображение.
В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и других. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях.
Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Все развивающие игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.
Дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.
Система работы.
Эффективными методами и приемами развития познавательной активности работе с детьми являются:
использование игровых проблемных ситуаций, требующих максимального «отклика» детей, широкое использование вопросов поискового характера.
использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи связано с поиском признаков сходства предметов, а также использование универсального дидактического материала, направленного на развитие познавательной активности.
использование моделирования, пооперационных карт, схем, алгоритмов.
Применение модели при группировке фигур позволяет детям более успешно выделять и удерживать основания для образования групп. Сенсорные модели помогают детям выявлять конкретные отличия свойств, а модели логического содержания способствуют лучшему выделению связей, отношений, обобщению.
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.
Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отношений предметов – увлекательное средство познания.
Использование пооперационных карт, схем, планов и алгоритмов в работе с детьми является неотъемлемой частью развития у детей познавательной активности. Алгоритмы представляют собой точную, строгую последовательность шагов, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается.
Дети в совместной с взрослым деятельности осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом, диван – прямоугольником; по стрелкам определяют направление действий, движений.
Работа по развитию умения классифицировать предметы по свойствам включает ряд этапов.
Работ предусматривает развитие и совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру.
В качестве материала используются блоки Дьенеша. Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум-трем свойствам к классификации по трем-четырем, а также использование карточек-схем по определению свойств, к классификации.
Процесс познания форм, величин, количественных, пространственных, временных отношений детьми младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых дидактических играх, игровых ситуациях.
Немаловажную роль играют логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков позволяет моделировать важные понятия математики, кодировать информацию.
Игры с блоками Дьенеша способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к таким играм, надо сначала сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии.
Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера. Действия с палочками позволяют наглядно продемонстрировать многие понятия и отношения. В таких играх дети не только познают величины и измерения, но и знакомятся с составом числа из единиц и меньших чисел.
Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях, это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Важно не ограничиваться показом готовых построек.
Необходимо давать возможность выбирать действия ребенку самому, тогда игра становится радостным открытием нового.
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
Благодаря игровым ситуациям, используемым для заинтересованности детей развитием сюжета, воспитанники в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки, классификации, выявляли отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начала логики, учатся строить простейшие умозаключения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Это в результате, помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.
Решение задач математического развития дошкольников успешно осуществляется при соблюдении следующих условий:
• внимание воспитателя к проявляющемуся у детей стремлению познавать формы, величины, цвета, числа;
• активное включение в детскую деятельность по различению, называнию, воссозданию, обследованию, группировке, преобразованию;
• организация процесса познания в интересной, доступной форме: дидактических играх, обыденных практических ситуациях, содержательном общении;
• использование простых творческих, познавательных задач занимательного характера, способствующих развитию познавательных процессов;
• наличие развивающих познавательных игр, пособий в свободном пользовании;
• поощрение самостоятельного использования дидактического материала.
Технология руководства предусматривает создание комфортных условий, где царит атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия в увлекательной игровой деятельности.
Познавательная активность, интерес к поиску проявляются лишь в том случае, где нет принуждения. Важным условием такого подхода в обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность.
Большое значение для развития познавательной активности имеет созданная в группе развивающая среда.
Прежде всего, разнообразные игры структурно включаются в развивающую среду, становятся ее естественным фоном. Одно из требований к её организации – одновременное наличие игр, способствующих развитию умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать. Используя игротеку, педагог помогает ребенку организовать познавательную и творческую деятельность, увлечь ею, вступить в диалог, максимально реализовать себя в игре.
В данном случае игры являются одним из средств организации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Как известно, эта деятельность может возникать спонтанно или как направляемая взрослыми, или как предложенная детям в специально организованной ситуации.
Необходимо правильно расположить зону, в которой детям будет удобно играть индивидуально или малыми подгруппами.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.
В уголок помещаются:
настольно-печатные игры;
• игры для развития мышления;
• разнообразные панно;
• сенсорные поля;
• игры на составление целого из частей;
• лабиринты, головоломки, алгоритмы;
• кубики Никитина;
• блоки Дьенеша и схемы для их использования;
• палочки Кюизенера;
• счетные палочки.
Чтобы уголок занимательной математики привлекал и заинтересовывал детей, используются сюжетные изображения из геометрических фигур.
Руководство самостоятельной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Вся работа организуется с учетом индивидуальных особенностей, педагог предлагает игры, ориентируясь на уровень развития ребенка.
Интерес к дидактической игре становится устойчивым тогда, когда дети осознают и видят свои успехи.
С родителями детей педагог проводит беседы, предлагает для прочтения различные консультации, дает конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, дает советы родителям по организации той или иной игры. В руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность, частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребенка.
Многие родители с удовольствием откликаются на идеи, потому, что понимают значимость дидактической игры. Тем самым формируется творчество родителей, изобретательность, а также повышается их педагогическая культура.
Заключение.
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребенка-дошкольника. Опыт работы с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.
Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:
• учитывать индивидуальные особенности;
• использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;
• формировать интерес к играм математического содержания;
• проводить совместную работу с родителями;
Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что начинать работу в данном направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Уже в этом возрасте можно и нужно развивать познавательную активность, и тогда при переходе на более высокую ступень развития (старший дошкольный возраст) дети придут с определенным «багажом» знаний, умеющими размышлять, строить элементарные умозаключения, делать простейшие выводы, доказывать свою точку зрения.
Игры и упражнения с логическими блоками.
ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЕЖИК?
Цель: развитие умения выявлять и называть цвет, форму, размер, толщину предмета.
Материал : блоки, плоская фигурка ежика (из тонкой бумаги).
Руководство: в игре участвуют 3-5 человек; на полу или на столе 6 блоков (в данном случае это елочки, они разные по цвету и форме, но одинаковые по размеру и толщине. Сначала малыши прячут ежика под одним из блоков, а взрослый ищет его. При этом поясняет: «Я постараюсь угадать елочку, под которой сидит ежик. Если я правильно назову её цвет или форму, вы говорите «да», а если я ошибусь, то отвечайте «нет».
Следуют вопросы: «Ёжик под синей елочкой? Под желтой?» Взрослый проверяет правильность ответа, а если не находит ежика, то продолжает поиск по другим свойствам: «Под круглой елочкой? Под треугольной?»
Затем уже воспитатель прячет ежика, а дети его ищут. Тот, кто первым находит, становится ведущим.
По ходу игры блоки (елочки) можно менять, например, треугольные заменить квадратными или маленькие треугольные на большие.
Количество самих блоков и их различительные свойства следует постепенно увеличивать.
В повторных упражнениях блоки могут обозначать домики, норки, корзинки, где кто-то живет или прячется.
ПОМОЖЕМ БЕЛОЧКЕ.
Цель: развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить связь между свойством и словом.
Материал : блоки, непрозрачные мешочки по числу участников.
Руководство: вначале у играющих 12 блоков (разных по форме и цвету, но одинаковых по размеру и толщине). Дети раскладывают по групповой комнате блоки-грибы, получают мешочки. Воспитатель сообщает игровую задачу: «Надо помочь белочке собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками, соблюдая правило: как найдете такой гриб, быстро прячьте его в мешочек». По сигналу взрослого дети начинают собирать блоки. По окончании проверяют «урожай» каждого.
При повторении упражнения взрослый называет другие свойства, меняет персонажей, которым следует помочь, приписывает блокам другие образные значения (цветы, листочки, рыбки).
Воспитатель постепенно увеличивает количество блоков, добавляя новые различительные свойства (размер и толщину) и усложняет задачу: указывает два свойства, на которые должны ориентироваться играющие при выполнении задания. Например: синие круглые, красные большие, треугольные маленькие, желтые толстые. Наиболее развитым детям можно предложить задачу, которая требует учета трех свойств. Например, собрать все синие круглые большие, или красные квадратные маленькие, или же желтые треугольные толстые блоки.
НАЙДИ СЕСТРУ.
Цель: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.
Материал : 18 блоков-зайчат (все одинаковой толщины, но разные по цвету, размеру и форме).
Руководство: взрослый делит блоки на две равные части. Одна часть блоков (зайчата-девочки) – у детей, вторая (зайчата-мальчики) – у ведущего. Игровая задача заключается в том, чтобы каждому зайчику-мальчику найти свою сестру.
Сначала в роли ведущего выступает взрослый. Он выкладывает на стол один из своих блоков (зайчика-мальчика) и называет, чем похожи братья и сёстры. При этом он указывает только одно свойство (цвет, форму или размер). Дети ищут зайчику-мальчику пару (сестру). Кто первым правильно составит пару, может забрать её себе. Далее ведущий поочерёдно выкладывает все блоки, а дети подбирают к ним пары. Тот, кто найдёт больше «сестёр», может попробовать себя в роли ведущего. Количество блоков постепенно увеличивается, включаются блоки разной толщины. По усмотрению воспитателя блоки игроков можно разделить поровну между всеми (особенно когда общее количество блоков возрастает до 30). В этом случае каждый игрок ищет пару из числа своих блоков.
Усложнение задачи: составлять пары блоков, учитывая сразу два свойства (одинаковые по цвету и форме; одинаковые по форме и размеру; одинаковые по цвету, но разные по форме, и т. д.).
ПОСТРОЙ МОСТИК.
Цель: развитие зрительного анализа, формирование навыков абстрагирования, сравнения.
Материал : 16-18 блоков (все одинаковые по толщине, но разные по цвету, форме и размеру, 2 игрушки, 2 домика.
Руководство: на полу на расстоянии 1-2 метров один от другого расположены домики, рядом с ними – игрушки. Игровая задача – продолжить между домиками дорожку, чтобы друзьям было удобно ходить в гости друг к другу. При этом воспитатель подчеркивает, что дорожку нужно выложить не как вздумается, а по определённому правилу. Например, построить её так, чтобы рядом не лежали одинаковые по цвету блоки (при этом начинать строительство можно с любого блока). Желательно для каждой дорожки предлагать новое правило (например, чтобы рядом не находились фигуры одинакового размера, одинаковой формы). Одновременно можно строить несколько дорожек.
Количество блоков постепенно увеличивается, включаются блоки разной толщины и всех форм. Для поддержания интереса детей игровая задача периодически меняется: построить мост через речку, составить поезд из блоков-вагончиков, построить новую улицу из блоков-домов.
Усложнение задания: строить дорожки с учетом сразу двух свойств (например, чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разной формы и толщины).
ЗМЕЙКА.
Цель: развитие умения сравнивать, способности к кодированию информации о свойствах, формирование элементарных алгоритмических умений «читать» правила и строго следовать им.
Материал : блоки, таблицы с правилами.
Руководство: взрослый отбирает 15-18 блоков, различающихся двумя или тремя свойствами, и предлагает детям игровую задачу: составить из блоков змейку. Правила составления змейки представлены в таблице:
1. Стрелки показывают очередность блоков по цвету. Дети усваивают правило: за красным блоком идет желтый, за желтым – синий, за синим – красный. Решают, с какого блока начнут змейку, и строят её. Если для змейки подходит несколько блоков, то свой блок выкладывает тот из детей, кто первым заявил об этом.
2. Игра повторяется с таблицами, на которых представлены другие правила. Можно предложить детям составить собственные правила. Меняются игровые задачи: построить улицу из домиков-блоков, собрать праздничную гирлянду для большой новогодней елки; проложить тропинку для Машеньки, чтобы помочь ей убежать от медведя. При этом количество блоков постепенно увеличивается.
Усложнение задачи: используются правила, которые требуют учета сразу двух свойств.
СПРЯЧЬ МЫШКУ.
Цель: развитие классификационных умений, способности видеть общие признаки группы (класса).
Материал : блоки-мышки (их 16-20, они различаются двумя или тремя свойствами, игрушка-кошка, большие таблицы с изображением домиков-норок.
Руководство: на полу или на столе расположена одна из таблиц с норками для мышей. Игровая задача – спрятать мышек от кошки в норках (каждую мышку в своей норке).
Сначала воспитатель обращает внимание детей на знаки на таблице. Эти знаки подсказывают, где какие мышки живут. Затем дети разбирают мышек и прячут их от кошки в своих норках. Мышка, которая попала в чужую норку, достается кошке. Спрятав мышек, дети рассказывают, какие из них попали в одну норку (все большие, все маленькие и т. д.).
При повторении упражнения включаются блоки с другими свойствами, увеличивается их количество, меняются игровые задачи.
Литература.
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
2. Афонькина Ю. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
4. Булычева А. Решение познавательных задач : возможные формы занятий //Дошкольное воспитание. 1996. №4.
5. Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. СПб., 1998.
6. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. №1.
7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математичке // Дошкольное воспитание. 1996. №2.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М., 1989.
9. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». М., 1970.
10. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., 2001.
11. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений. СПб. 2002.
12. Михайлова З. А. Математика от 3 до 7. – СПб., 2000.
13. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1996.
14. Пороцкая Е. Дошкольный возраст : основные этапы развития познавательных способностей. // Дошкольное воспитание. 1995. №2.
15. Рацикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. №3.
16. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. /Под редакцией М. А. Васильевой. М., 1986.
17. Смирнова Е. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание. 2002. №4
18. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1993.
19. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. СПб. 2002.