Получи документы

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Кошман Анна Юрьевна
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Подготовила воспитатель Кошман Анна Юрьевна

ГБДОУ детский сад №11 Выборгского района гррда санкт-Петербурга

Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам.

Ральф У. Эмерсон, философ

Аннотация.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Федеральные государственные требования обозначают одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов различных видах деятельности.

Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым.

Перед учреждениями дошкольного образования, их работниками и родителями стоит немаловажная задача: формирование всесторонне развитой личности, нестандартно подходящей к решению различных задач. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает некоторые ориентиры. Исходя из них обязательным является развитие «любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достигая эти результаты, педагог работает совместно с ребенком, стимулирует его интерес, возникающий в процессе деятельности.

Исследованиями в этой области занимались такие ученые педагоги как Н. Г. Морозова, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина и многие другие. Ф. К. Савина говорит в своих работах, что учебный интерес неразрывно связан с личностью. Она выделила следующие его особенности: эмоциональное подкрепление, присутствие волевого усилия, концентрированность на предмете, многофункциональность. Другими словами, познавательный интерес это выбор, который делает дошкольник, внутри следующих областей: отношения с миром, получение информации, вид деятельности. Познавательный интерес – то в чем нуждается каждая личность.

Личность ребенка развивается в зависимости от структуры и содержания его интересов. Здесь выделяют компенсаторную функцию, то есть психологических переживаний, недостающих в силу каких-либо причин, но жизненно необходимых человеку. В этой связи, огромное количество исследований связано с стимулированием интереса, приводящего к деятельности, приводящей к познанию.

Исследования Г. И. Щукиной говорят о том, что познавательный интерес – это целенаправленное образование личности, иллюстрирующее взаимосвязь человека и деятельности. Когда развитие интереса ведет от хаотичных действий, продиктованных обстоятельствами к прогнозированию и планированию.

Согласно исследованиям Н. Г. Морозовой, место интересов в познавательной деятельности отражается в следующем :

интерес влияет на устойчивость знаний;

• качественно совершенствует умственную деятельность ребенка;

• активирует творческий подход к решению различных задач;

• улучшает общее эмоциональное состояние, которое благоприятно сказывается на протекании различных психологических процессах.

Принимая во внимание мнение ученых педагогов можно сделать вывод, что истинный познавательный интерес является основой познавательной (учебной) деятельности.

Г. И. Щукина в своих исследованиях дает структуру познавательного интереса, выделяя следующие компоненты :

Интеллектуальный компонент – исследование объекта, с целью выявления его сущности.

• Эмоциональный компонент – объект исследования должен вызывать положительные эмоции.

• Волевой компонент – сосредоточение на объекте, проявление волевых усилий для достижения результата исследования, концентрация с целью не потерять интерес.

В процессе анализа научной, психолого - педагогической литературы, можно выделить общее направление формирования познавательного интереса, как многофункциональной системы, охватывающей различные уровни развития и различные степени выраженности. Рассмотрим исследования познавательного интереса Н. Г. Морозовой и Г. И. Щукиной. Они выделяют следующие стадии развития :

• Любопытство – простейшая стадия, в которой внимание ребенка привлекают необычные условия, характер и свойства наблюдаемого объекта. Если объект достаточно заинтересовал наблюдателя, осуществляется переход от стадии наблюдения к стадии познания.

• Любознательность – это эмоциональная стадия, нацеленная на познание глубинной сущности объекта; подразумевает удовлетворение эмоциональных потребностей в познании.

Познавательный интерес – стадия познавательной деятельности, в ней существенную роль занимает мотивация познания, благодаря которой, личность обретает взаимосвязь с явлениями и закономерностями познания.

• Теоретический интерес – здесь проявляется творческая личность исследователя, использующая ранее изученную теорию как инструмент познания.

Г. И. Щукина классифицировала познавательный интерес по видам

• Ситуативный – непосредственное обывательское восприятие.

• Устойчивый, активный интерес – тяга к познанию ситуации или объекта, подкрепленная эмоциями.

• Личностный интерес – глубокая заинтересованность, крепко связанная с личностью.

Интерес, несомненно, важен в любом познавательном процессе. Его наличие – основополагающий фактор успешной деятельности, достижения целей и развития ребёнка в целом. Познавательный интерес основан на процессе познания, который стремится постичь суть событий и явлений, изучить теоретические основы знаний, к постоянному и основательному накоплению знаний. На основе интереса проявляются и развиваются творческие способности, которые приводят к поиску самостоятельных решений поставленных лично или извне задач. Решенные подобным образом, они приводят к эмоциональному подъему, радости от успеха.

Таким образом, мы можем охарактеризовать познавательный интерес, как деятельность, направленную на выбор личностью объекта исследования из окружающего мира, с целью получения положительных эмоций. Формирование же интереса происходит из-за необходимости получения внешних впечатлений в процессе деятельности посредством изменения его компонентов. Экспериментирование – вид деятельности, наиболее точно отражающий эту взаимосвязь. Л. И. Божович говорит о том, что на тяге к новым впечатлениям основана познавательная потребность, а на ней основано развитие других потребностей ребенка. Так необходимость в новых впечатлениях переходит в исследовательскую деятельность, которая зарождается в раннем возрасте.

Однако, взрослые не всегда способны разглядеть процесс экспериментирования. Они накладывают запреты, наказывают, давят авторитетом, пресекая исследовательскую деятельность, подавляя исследовательский интерес в будущем. Ребенок лишается возможности самостоятельно получить бесценный опыт. В трудах А. Н. Поддьякова научно обосновывается негативное влияние таких ограничений на детей раннего дошкольного возраста. Они мешают интеллектуальному, творческому развитию, препятствуют процессу дальнейшего обучения. Экспериментирование охватывает различные сферы деятельности ребенка. Это основной вид его деятельности.

В исследованиях С. Н. Николаевой, Н. Ф. Виноградовой, и др. отмечается, что старшие дошкольники в возрасте 5-7 готовы экспериментировать. В этом возрасте происходит важное качественное изменение психики, благодаря которому он может подолгу не терять концентрации на объекте. Внимание становится устойчивым, отодвигая нетерпеливость, вследствие чего появляется активное и целенаправленное восприятие. Ребенок теперь вкладывает в исследование полученные ранее знания, присуждая основные признаки объекту исследования, сравнивает их с предыдущим опытом, определяет причины изменений и делает выводы. Это и есть полноценный эксперимент, который помогает развить речь и увеличить словарный запас, активизировать память и аналитическое мышление, стимулирует музыкальную, художественную, конструкторскую и др. деятельности. Ребенок переходит к образному и логическому мышлению.

Педагоги - психологи А. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева разработали методические рекомендации для занятий с использованием экспериментирования. Суть занятий в том, что дети повторяют, показанный педагогом эксперимент. Затем они выдвигают свои гипотезы и отвечают на вопросы, основываясь на опыте из эксперимента. Таким образом, ребенок берет на вооружение экспериментирование как вид деятельности, может применить его к опытам с другими предметами и явлениями. Такая деятельность, возникающая по инициативе ребенка становится основной в познавательном процессе.

Структура проведения занятий с экспериментированием :

• постановка задачи;

• поиск способа ее решения;

• проведение эксперимента с наблюдением;

• дискуссия по поводу увиденного;

• построение гипотезы, выводы.

Дополнительной мотивацией могут служить следующие стимулы:

• внешние (что-то необычное, новое);

• стимул удивления (неожиданность, таинственность);

• стимул помощи (работа в команде);

• стимул познания (стремление узнать «почему?»);

• вариативность (предоставление выбора).

Эксперименты бываю как одиночные, так и в группах; как повторяющиеся однажды, так и периодически (наблюдение за ростом растений в различных условиях).

По способу осмысления эксперименты подразделяются на :

• констатирующие (показывающие одно состояние объекта или одно явление);

• сравнительные (показывающие динамику процесса);

• обобщающие (показывающие общие тенденции, резюмирующие проведенные ранее отдельные эксперименты).

В пособии А. И. Ивановой имеют место еще два вида экспериментирования – демонстрационный и фронтальный, – которым рекомендуется уделить пристальное внимание. Первые демонстрирует педагог, а дети только наблюдают, ввиду опасности или дефицита материала, объекта исследования. Вторые, материал для которых имеется в достаточном количестве, проводятся детьми самостоятельно. Такие эксперименты в большей степени соответствуют возрастным особенностям детей, позволяют им попробовать различные варианты, подкрепить полученный опыт мышечной памятью, тактильными ощущениями. При этом нельзя принуждать детей проводить эксперименты или требовать их исполнения в короткий промежуток времени. По началу, эксперименты должны проводиться под руководством педагога в виде игрового занятия. Он методично проговаривает все этапы, задает наводящие вопросы, чтобы дети не теряли внимания; подталкивает их к выводам. Позже, необходимые материалы и оборудование вносятся в предметно - пространственную среду, где дети проводят опыты самостоятельно в игровом процессе.

Можно сделать вывод, что экспериментирование – весьма эффективный метод развития познавательного интереса у старших дошкольников. Опытническая деятельность знакомит с реальными методами, способами, правилами, применяемыми во всех областях жизни. Старшие дошкольники, работая самостоятельно, переходят на другой уровень знаний и умений, создают что-то новое, неизвестное доныне. Эксперименты возбуждают различные области разума, раздвигая границы представления о себе и о мире. Цель экспериментирования дошкольников не конечный результат, а сам процесс. Именно в процессе активизируются интеллектуальные и творческие способности детей, возникают положительные эмоции в процессе познания.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013. N 1155) 18с. Дошкольного образования.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. : Питер, 2008. 400 с. : (Серия «Мастера психологии»).

3. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] : пособие для воспитателя детского сада /Н. Ф. Виноградова. – М. : Просвещение, 1978. – 103 с.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М. : Сфера, 2004 – 12 с.

5. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе. [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Знание, 1979. – 450 с.

6. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С. Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2003. - 65с.

8. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.

9. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу. [Текст] / Ф. К. Савина. – Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1989. – 67 с.

10. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Просвещение, 1971. – 175 с.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы Хочу поделиться опытом работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы».

Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через предметно — развивающую среду Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и приобретает.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством технической игрушки» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через техническую игрушку Научно-технический прогресс, проникая во все.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

Педагогический опыт «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Описание опыта работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Дошкольный возраст.

Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста посредством экспериментирования» Утверждаю: Заведующий МКДОУ д/с №9 «Солнышко» ___М. Н. Опалева Программа по самообразованию во второй младшей группе.

Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая; каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Значит.

Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста. Путь становления личности сложен, труден, но эти большие трудности.

Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Опубликовано: 26 октября 2019 в 23:36
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Кошман Анна Юрьевна (УИ 1299300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД