Наталья Владимировна Курникова
Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получить больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.
В результате использования методов Калугиной выделены следующие особенности познавательного интереса к миру растений у детей 5-6 лет :
- дети знают и называют лекарственные, комнатные растения; растения луга, поля, цветника; узнают и называют растения на картинках;
Публикация «Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- подавляющее большинство интересов ребят лежит в области физиологии растений;
- большинству дошкольников мир растений не интересен : они не говорят, с ними не поиграть;
- отмечена разнонаправленность проводимой со стороны родителей работы по формированию познавательного интереса к миру растений и отношением ребят к данной работе. Так, основное содержание работы родителей по формированию познавательного интереса заключается в рассматривании иллюстраций, чтению художественной литературы, детских энциклопедий. А в ситуации выбора дети предпочитают узнать о результатах опыта, а не о продолжении сказки;
- некоторые противоречия выявлены в источниках знаний о растениях (дети отдают предпочтение наблюдению, родители - энциклопедиям, иллюстрациям, познавательной литературе);
- наиболее часто в числе знакомых сказок дети называют «Репку», «Волшебную дудочку», «Аленький цветочек», где больше отмечено развитие нравственных качеств, растения показаны как атрибут, но нет особой познавательной нагрузки.
Основное средство формирования познавательного интереса - сказки экологического содержания (проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня).
Работу по ознакомлению необходимо осуществлять поэтапно:
- рассматривание рисунков, картинок растения, фотографии;
- чтение познавательной сказки;
- беседа о прочитанном;
- пояснения воспитателя;
- повторное чтение;
- пересказ детей;
- игра-перевоплощение.
Прежде чем прочитать детям сказку, нужно проработать её текст, определить цель («Маленькие путешественницы» - сформировать представления о семенном размножении растений (незабудка) с помощью муравьев, об особенностях приспособления к местообитанию, развивать интерес к данному виду размножения). Нужно отобрать рисунки, картинки, фотографии, изображающие героя сказки.
У дошкольников наглядно-образное мышление, поэтому наглядность способствует формированию представлений о мире растений.
Обращая внимание на образно-эмоциональную выразительность сказки, необходимо менять интонации при чтении, высоту, тембр, силу и темп голоса; включать мимику. Для беседы по сказке надо подобрать вопросы репродуктивного и поискового характера. Для лучшего понимания использовать игры-перевоплощения.
Таким образом, учитывая особенности познавательного интереса к миру растений, а именно наличие интереса детей к появлению и значению цветков для самого растения, отсутствие понимания значения растений в жизни на планете и человека в частности, нужно разработать, отобрать и переработать познавательные сказки, которые следует разделить на три группы:
1. Сказки, в содержание которых включено формирование представлений об особенностях и разнообразии способов размножения растений, т. е. средства, необходимые для размножения: животные, насекомые, ветер.
2. Сказки, в содержание которых включены представления о значении растений в жизни животных и человека.
3. Сказки об охраняемых растениях.
Для формирования у детей представлений об особенностях и многообразии способов размножения растений можно использовать сказки «Маленькие путешественницы», «Шиповник», «Добрые дела маленькой феи».