Елена Апаринова
Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста посредством экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по самообразованию
Утверждаю:
Заведующий
МКДОУ д/с №9 «Солнышко»
___М. Н. Опалева
Программа
по самообразованию
во второй младшей группе
МКДОУ детский сад №9 «Солнышко»
на 2019-2020 учебный год.
Тема: Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование.
Составила: воспитатель
2 младшей группы
Публикация «Программа по самообразованию „Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста посредством экспериментирования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Апаринова Е. Ф.
г. о. г. Чкаловск
2019 год
Пояснительная записка.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.
Задачи:
1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
2. Развитие сенсорной культуры.
3. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и
возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
МЕСЯЦ РАБОТА ПЕДАГОГА РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА
С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь 1. Подбор материала по теме: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование»;
2. Постановка целей и задач по данной теме. Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование».
Октябрь 1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».
2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
Ноябрь 1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование в неживой природе».
2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. Эксперименты с водой, песком, воздухом:
1. Узнаем, какая вода.
2. Что в пакете?
3. Мы – волшебники.
4. Поплывет или утонет? 1. Консультация: «Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей младшего возраста».
2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
Декабрь 1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через сенсорику».
2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. Эксперименты с водой, снегом:
1. Снеговичок.
2. Налил – вылил.
3. Кораблики.
4. Цветные льдинки. Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».
Январь Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». Эксперименты с цветом, формой:
Волшебная кисточка.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий. Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».
Февраль Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом:
Угадай, чей голосок?
Горячо – холодно. Создание фотоальбома:
«Мы экспериментируем».
Март Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. Проведение экспериментов и опытов : «Живительное свойство воды». Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»
Апрель Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.
Май Самоанализ плана самообразования Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью. Презентация проекта: «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование»