Получи документы

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы

Поплаухина Ирина
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы

Хочу поделиться опытом работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы»

. 1 Актуальность изучаемой темы

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы» размещена в разделах

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.

Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, активность, способствует развитию всесторонне развитой личности.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.

О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

В группе реализуется:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;

2. Используется как пособие, программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Цели, задачи.

Цель: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с объектами неживой природы.

Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи:

Задачи:

1. Уточнить и расширить представление детей об объектах и явлениях неживой природы, их значении в жизни растений, животных, человека.

2. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность в познавательной деятельности. Способствовать интеллектуальному развитию, формированию исследовательских умений и навыков.

3. Воспитывать осознанное, бережное отношение к природным объектам, экологическое поведение в природе.

3. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела программы:

Интегративные качества – системные образования

«Любознательный, активный»

«Эмоционально отзывчивый»

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

«Овладевший необходимыми умениями и навыками»

4. Организация работы с детьми и создание условий.

Для решения поставленных задач весь организационно воспитательно-образовательный процесс по развитию познавательных способностей детей при ознакомлении с неживой природой проходил в несколько этапов.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей об особенностях объектов неживой природы, она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о мире неживой природы, экспериментальная деятельность.

• Создание условий для детского экспериментирования (уголок экспериментальной деятельности).

• Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей («Волшебница-вода», «Воздушный океан», «Я и река», «Кто живет в воде и около воды», «Север-царство снега и льда», «Древние люди», «Эта удивительная глина», «Простые и ценные камни в природе», «Воздух-невидимка».) (Приложение)

• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни, проведение ежедневных бесед о неживой природе.

• Работа с родителями.

Третий этап – анализ результатов, диагностика на конечном этапе.

Для достижения поставленной задачи по теме использовала в своей деятельности следующие направления: самообразование, создание предметно-развивающей среды, организация работы с детьми, работа с родителями и социумом.

Самообразование:

• Подбор и изучение литературы.

• Обобщение опыта, выступление на итоговом педсовете 2012.

• Изучение авторских разработок других воспитателей.

• Подготовка и показ открытых мероприятий.

• Взаимосвязь с воспитателями других групп (общение, поддержка и совместная работа с детьми групп старшего возраста)

Создание предметно-развивающей среды :

Для познавательного развития детей неоспоримое значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда. (Приложение)

Состав и структура уголка экспериментальной деятельности.

Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";

- природный материал : камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки)"Что можно, что нельзя.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников разного возраста, разной формы, объекты неживой природы (камни, песок, глина, водоем, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса и обитающие на нём разные насекомые (бабочки, божьи коровки, гусеницы, цветущие растения, лекарственные растения (мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка).

На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности. (Приложение)

При реализации поставленной цели я исходила из следующего: работа по развитию познавательных способностей не должна быть разовым мероприятием, ее нужно проводить планово, постоянно, систематически. Она должна охватывать разные детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную и экспериментальную деятельность.

Мною накоплен и применяется практический материал :

• Макеты «Водоем», «Горы»

Познавательная литература;

• Альбом «Стихи и загадки о воде в природе и ее состояниях»

• Карточки для моделирования

• Дидактические игры;

• Фотоальбом «Неживая природа»

Весь этот материал представлен в предметно-развивающей среде группы.

Наработанный мною опыт я обобщила в практике формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с объектами неживой природы, который включает в себя систему работы с детьми, систему работы с родителями и систему самообразования.

Перспективный план реализуется в:

• в совместной деятельности с детьми в режимные моменты;

• образовательную организованную деятельность

• в процессе специальных развивающих и обучающих занятий

Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний проходил через следующие формы работы:

• Наблюдения (за снегом, снежинкой, за аквариумом, за комнатными растениями, рассматривание песка, глины, камней.)

• Беседы (как человек использует песок, воду, глину, камни; способы очистки воды; о том, зачем нам нужен воздух; о разных состояниях воды.)

• Опыты, эксперименты (с водой, с песком, с камнями, с воздухом, с растениями.)

Познавательное чтение (экологические сказки, рассказы, загадки, приметы.)

• Игры (творческие, развивающие, дидактические, подвижные.)

• Экскурсии, целевые прогулки (в парк, на водоем, в музей, в библиотеку.)

• Трудовая деятельность (полить комнатные растения, пересадить их.)

• Праздники, развлечения («Воздух – невидимка».)

• Моделирование (создание моделей водоема, гор.)

• Рассматривание картин («Живая и неживая природа», «Круговорот воды в природе».)

5. Работа с родителями:

Взаимодействуя с родителями, использую формы работы:

-Анкетирование (Приложение)

- Беседы индивидуальные, подгрупповые;

- Консультации письменные, индивидуальные, подгрупповые;

- Приобщение к чтению литературы о природе;

- Совместные праздники и развлечения (Приложение)

- участие родителей в создании предметно-развивающей среды (дидактические, создание коллекций, поделки из природного материала и др.)

Работа с социальным окружением:

• Экскурсии по посёлку, в музей, библиотеку, в парк, на водоем. (Приложение)

• Наблюдение на прогулке, во время экскурсий, целевых прогулок, а также с родителями во время прихода и ухода домой.

• Участие детей в конкурсах рисунков, поделок. (Приложение)

6. Мониторинг интегративных качеств. Диагностика знаний о неживой природе.

7. Выводы по результатам работы.

1. В результате систематической целенаправленной работы у детей сформировался познавательный интерес к миру неживой природы, повысился уровень любознательности, наблюдательности, самостоятельности, исследовательских навыков и умений, речевого развития.

2. Детское экспериментирование явилось хорошим средством интеллектуального развития детей : обогащение памяти детей, активизации их мыслительных процессов (анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения). Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

3. Понимание детьми взаимосвязей живой и неживой природы способствовало формированию бережного, ответственного, эмоционально – доброжелательного отношения к миру природы, умения рационально использовать природные ресурсы.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Итак, как и большинство слов русского языка, "экспериментирование" является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 24 г. Благовещенска» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством технической игрушки» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через техническую игрушку Научно-технический прогресс, проникая во все.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста» Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря.

Развитие интереса к речевому творчеству у детей старшего дошкольного возраста через кейс-технологииРазвитие интереса к речевому творчеству у детей старшего дошкольного возраста через кейс-технологии Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми. Первый этап: подготовительный. Начинаю знакомить детей.

Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получить.

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы. Опытническая работа Вода Тема: Очистка воды Цель: подвести детей к выводу, что загрязнённую воду можно очистить. Что делали Что наблюдали Выводы В стакан с.

Воспитание познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с объектами неживой природы Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы
Опубликовано: 25 августа 2019 в 13:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Поплаухина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД