Поплаухина Ирина
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы»
. 1 Актуальность изучаемой темы
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы» размещена в разделах
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивные отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогам сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим существенную любознательность дошкольника.
Поисково-познавательная деятельность с объектами живой и неживой природы развивает наблюдательность, любознательность, активность, способствует развитию всесторонне развитой личности.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.
Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.
Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
В группе реализуется:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
2. Используется как пособие, программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Цели, задачи.
Цель: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с объектами неживой природы.
Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи:
Задачи:
1. Уточнить и расширить представление детей об объектах и явлениях неживой природы, их значении в жизни растений, животных, человека.
2. Развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность в познавательной деятельности. Способствовать интеллектуальному развитию, формированию исследовательских умений и навыков.
3. Воспитывать осознанное, бережное отношение к природным объектам, экологическое поведение в природе.
3. Ожидаемые результаты освоения детьми раздела программы:
Интегративные качества – системные образования
«Любознательный, активный»
«Эмоционально отзывчивый»
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
4. Организация работы с детьми и создание условий.
Для решения поставленных задач весь организационно воспитательно-образовательный процесс по развитию познавательных способностей детей при ознакомлении с неживой природой проходил в несколько этапов.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей об особенностях объектов неживой природы, она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о мире неживой природы, экспериментальная деятельность.
• Создание условий для детского экспериментирования (уголок экспериментальной деятельности).
• Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей («Волшебница-вода», «Воздушный океан», «Я и река», «Кто живет в воде и около воды», «Север-царство снега и льда», «Древние люди», «Эта удивительная глина», «Простые и ценные камни в природе», «Воздух-невидимка».) (Приложение)
• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни, проведение ежедневных бесед о неживой природе.
• Работа с родителями.
Третий этап – анализ результатов, диагностика на конечном этапе.
Для достижения поставленной задачи по теме использовала в своей деятельности следующие направления: самообразование, создание предметно-развивающей среды, организация работы с детьми, работа с родителями и социумом.
Самообразование:
• Подбор и изучение литературы.
• Обобщение опыта, выступление на итоговом педсовете 2012.
• Изучение авторских разработок других воспитателей.
• Подготовка и показ открытых мероприятий.
• Взаимосвязь с воспитателями других групп (общение, поддержка и совместная работа с детьми групп старшего возраста)
Создание предметно-развивающей среды :
Для познавательного развития детей неоспоримое значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда. (Приложение)
Состав и структура уголка экспериментальной деятельности.
Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина";
- природный материал : камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки)"Что можно, что нельзя.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников разного возраста, разной формы, объекты неживой природы (камни, песок, глина, водоем, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса и обитающие на нём разные насекомые (бабочки, божьи коровки, гусеницы, цветущие растения, лекарственные растения (мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка).
На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности. (Приложение)
При реализации поставленной цели я исходила из следующего: работа по развитию познавательных способностей не должна быть разовым мероприятием, ее нужно проводить планово, постоянно, систематически. Она должна охватывать разные детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную и экспериментальную деятельность.
Мною накоплен и применяется практический материал :
• Макеты «Водоем», «Горы»
• Познавательная литература;
• Альбом «Стихи и загадки о воде в природе и ее состояниях»
• Карточки для моделирования
• Дидактические игры;
• Фотоальбом «Неживая природа»
Весь этот материал представлен в предметно-развивающей среде группы.
Наработанный мною опыт я обобщила в практике формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с объектами неживой природы, который включает в себя систему работы с детьми, систему работы с родителями и систему самообразования.
Перспективный план реализуется в:
• в совместной деятельности с детьми в режимные моменты;
• образовательную организованную деятельность
• в процессе специальных развивающих и обучающих занятий
Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний проходил через следующие формы работы:
• Наблюдения (за снегом, снежинкой, за аквариумом, за комнатными растениями, рассматривание песка, глины, камней.)
• Беседы (как человек использует песок, воду, глину, камни; способы очистки воды; о том, зачем нам нужен воздух; о разных состояниях воды.)
• Опыты, эксперименты (с водой, с песком, с камнями, с воздухом, с растениями.)
• Познавательное чтение (экологические сказки, рассказы, загадки, приметы.)
• Игры (творческие, развивающие, дидактические, подвижные.)
• Экскурсии, целевые прогулки (в парк, на водоем, в музей, в библиотеку.)
• Трудовая деятельность (полить комнатные растения, пересадить их.)
• Праздники, развлечения («Воздух – невидимка».)
• Моделирование (создание моделей водоема, гор.)
• Рассматривание картин («Живая и неживая природа», «Круговорот воды в природе».)
5. Работа с родителями:
Взаимодействуя с родителями, использую формы работы:
-Анкетирование (Приложение)
- Беседы индивидуальные, подгрупповые;
- Консультации письменные, индивидуальные, подгрупповые;
- Приобщение к чтению литературы о природе;
- Совместные праздники и развлечения (Приложение)
- участие родителей в создании предметно-развивающей среды (дидактические, создание коллекций, поделки из природного материала и др.)
Работа с социальным окружением:
• Экскурсии по посёлку, в музей, библиотеку, в парк, на водоем. (Приложение)
• Наблюдение на прогулке, во время экскурсий, целевых прогулок, а также с родителями во время прихода и ухода домой.
• Участие детей в конкурсах рисунков, поделок. (Приложение)
6. Мониторинг интегративных качеств. Диагностика знаний о неживой природе.
7. Выводы по результатам работы.
1. В результате систематической целенаправленной работы у детей сформировался познавательный интерес к миру неживой природы, повысился уровень любознательности, наблюдательности, самостоятельности, исследовательских навыков и умений, речевого развития.
2. Детское экспериментирование явилось хорошим средством интеллектуального развития детей : обогащение памяти детей, активизации их мыслительных процессов (анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения). Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
3. Понимание детьми взаимосвязей живой и неживой природы способствовало формированию бережного, ответственного, эмоционально – доброжелательного отношения к миру природы, умения рационально использовать природные ресурсы.