Приложение МААМ

Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста

Елена Эрмансон
Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая; каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, вызывает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Как помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений? Как научить его «видеть» и «слышать», понимать все природные изменения, происходящие вокруг его, особенно в условиях города?

Это проблема не одного дня. Нужна постоянная, кропотливая работа.

Публикация «Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проанализировав данную ситуацию, решила уделять большое внимание на развитии познавательного интереса во время проведения наблюдений на прогулках.

Что такое наблюдение?

Наблюдение – познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать и т. д.). этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости живой природы от неживой.

Ребенок познает мир, природу. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ручеек, т. к. нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник пристает, а льдинка тает от тепла наших рук. Все это познает ребенок в результате личного опыта и наблюдения.

Наша задача:

• научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

• сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы;

• дать понятие о их взаимозависимости;

• вызывать доброе чувство к наблюдаемым объектам.

Решение этих задач доступно детям трех лет. Учитывая особенности развития детей младшего возраста, был составлен примерный перспективный план проведения наблюдений на прогулках.

Почему примерный? Ведь наблюдения не может быть построено по какой-то заданной схеме. Оно зависит от различных обстоятельств: от природных явлений, от настроения детей группы, от тех занятий, которые запланированы и т. д. поэтому, планируя наблюдения, мы учитываем все эти факторы, а также выделяем круг явлений или предметов (объектов) природы, которые интересны детям в определенный период.

Ведь каждое время года имеет свои неповторимые особенности:

- летом обращаем внимание на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов, изучаем свойства песка, воды;

- осенью сравниваем листья по форме, цвету, любуемся красотой увядания природы;

- зимой познаем свойства снега и льда, любуемся красотой зимнего убранства;

- весной наблюдаем пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов, обращаем внимание на красоту цветущих деревьев.

Наблюдения начинаем с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим занимаемся в разное время суток на прогулках, экскурсиях (на территории детского сада, в повседневной жизни. Объектами наблюдений стали солнце, луна, радуга, туман, иней, дождь, тучи, ветер, пузыри в лужах во время дождя и многое другое.

Дети также вместе с родителями наблюдают за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни, на даче. А потом в группе мы вместе с детьми беседуем об увиденном, подкрепляя знания чтением стихотворений, рассказов, рассматриванием картин.

Из растительных и животных объектов для наблюдений были отобраны наиболее распространенные: одуванчик, тополь, береза, ноготки, мухи, муравьи, пауки, дождевые черви, воробьи, вороны, голуби, сороки, синицы, кошки, собаки и др.

Данные объекты доступны для наблюдения.

При организации познавательной деятельности дошкольников во время наблюдения на прогулке использую цикл наблюдений на одну тему. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, а значит более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые особенности знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых (что более ценно) самостоятельных наблюдений.

Для закрепления знаний, полученных в ходе наблюдений, предлагаю детям нарисовать увиденное. В рисунке они выражают свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживают увиденное. А в результате обогащаются знания, уточняются представления об объекте, явлении природы, развивается наблюдательность и память.

На прогулке внимание детей привлекает всё – камешки, цветочки, жуки, деревья – всё, что попадает в их поле зрения. Выбрав себе объект для познания, ребенок обследует его самыми разнообразными способами: гладит, сжимает, нюхает, бросает, стучит, т. е. проделывает с ним разнообразные действия. От действуя, он получает информацию. Иными словами, ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому, проводя наблюдения, опираюсь на данный принцип, дети получают информацию при непосредственном рассматривании объекта. Близкое общение с объектом дает конкретное знание, вызывает положительные эмоции.

Известно, что дети младшего возраста, как когда-то и наши предки, легко наделяют объекты окружающего мира чувствами. С возрастом эта особенность детской психологии исчезает. Поэтому, именно в младшем возрасте, легко научить ребенка уважать и понимать животное или растение сочувствовать им, признавать за ними право на жизнь.

Эту особенность детской психологии стараюсь использовать, побуждая ребенка на этические и эстетические чувства во время наблюдений, а именно: разговариваем с объектом живой природы (с березой, травкой, муравьями и др., наделяя его человеческими качествами и ответным чувством к доброму поступку малыша.

Например:

- Посмотрите, как березка тянется к вам своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, дети, что погладили меня, ласково спели про меня песенку».

- Вводим в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора: «Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, словно серебром».

- Рассказываем о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

- Отождествляем природный объект с человеком, ласково обращаемся к нему: березонька – красавица, травушка – муравушка, солнышко – ведрышко и т. д.

- Вводим элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природным объектом : «Покажи, какой маленькой была елочка, а какой она стала сейчас?»

Гуляя на прогулках, стараемся обратить внимание на любое природное явление, побудить задуматься над ним, порассуждать, понаблюдать, дать исчерпывающий ответ.

Например:

Куда спешишь муравей? А почему у одного дерева листья только желтые, а у другого красные? Почему раскричались вороны? и т. д.

И конечно, знакомя или наблюдая за каким-либо объектом обращаю внимание на эмоциональную сторону своей речи. Важно, чтобы она отражала те чувства, которые вызвал наблюдаемый объект, и соответствовала эстетическому чувству, возникшему при его восприятии.

Например:

Наблюдая за тихо падающим снегом, можно прочитать строчки: «Тихо, тихо снег идет …» или «Белый снег пушистый в воздухе кружится …» и т. д.

Эти примеры говорят о том, что помощниками образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Это стихи А. С. Пушкина, рассказы В. Сутеева, Чарушина, К. Чуковского, Л. Н. Толстого и др.

Большое внимание по данному виду деятельности уделяем работе с родителями. Родители «открывают» ребенку первые духовные, чисто человеческие ценности своими поступками, своим восприятием мира.

Помимо традиционных форм работы (консультации, беседы) предлагаем серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: полюбоваться травами, осенними листьями, цветами, прислушиваться к голосам птиц, понаблюдать за снегом, пузырями на лужах. Одним словом, пристально вместе с детьми вглядываться, вслушиваться в жизнь. Эти предложения, советы, задания размещаем на информационном стенде для родителей.

Анализируя работу по развитию познавательного интереса к природе во время наблюдения на прогулке, я вижу, что уровень экологической воспитанности детей вырос. Дети стали более внимательны к окружающей природе, стараются «не обижать» насекомых. Не рвать цветы, проявляют любознательность, задают вопросы природоведческого характера.

Обогащая детей яркими впечатлениями, природными явлениями, научили всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, заботиться об окружающей природе.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания Ранний возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы Хочу поделиться опытом работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к объектам неживой природы».

Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через предметно — развивающую среду Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и приобретает.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Опыт работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством технической игрушки» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через техническую игрушку Научно-технический прогресс, проникая во все.

Развитие любознательности и познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Отчет по самообразованию воспитателя Милютиной Ларисы Михайловны за 2017 -2018 учебный год Тема моего самообразования в 2017 – 2018 годах.

Педагогический опыт «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Описание опыта работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Дошкольный возраст.

Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста» Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2019 в 11:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса к природе посредством наблюдения на прогулках у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Эрмансон (УИ 850206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД