Екатерина Малышева
Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста.
Путь становления личности сложен, труден, но эти большие трудности могут дать и большие радости – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. В практической деятельности с детьми я отметила, что дети, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, быстро выполняют его, если оно переводится в игру. В общении с детьми я заметила, что дети нуждаются в видимом, осязаемом подтверждении информации: «Давайте попробуем!», дети часто призывают меня перейти к активной деятельности. Эксперимент (от латинского опыт, проба) – все чаще стал реалией наших будней, чувственно-предметной деятельностью, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира - пробуя, Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Моя задача помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Отмечая, что опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют, они позволяют удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях я стала привлекать ими детское внимание, создавая образовательные ситуации. Новые впечатления способствовали возникновению и развитию неистощимой экспериментально - исследовательской (поисковой) деятельности между мной и моими воспитанниками, направленной на познание окружающего мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Работая в этом направлении, я преследую следующие цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Организуя игры с водой и песком и другими материалами, я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д. наблюдая, устанавливая взаимозависимости, закономерности.
Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента я даю детям представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды : течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
«Песок»
Знакомя детей с данной темой, провожу различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце деятельности подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении опыта с песком я предлагаю детям пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
игра «Печем печенье»
- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь» :
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.
«Воздух»
С помощью предметно- манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» я предлагаю «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагаю подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
«Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», я даю детям представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия, предлагала придумать что-то необычное тем, кто действовал по образцу, и в то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. В ходе экспериментальной деятельности активизацию речи и мышления я осуществляю следующими приё мами:
- разнообразными вопросами, с преобладанием продуктивных;
- созданием ситуаций «проб» и «ошибок»;
- играми типа «Что нам нужно», «Хорошо-плохо»;
- упражнениями на подбор синонимов, антонимов;
- включением в занятия художественной литературы, музыки.
Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Работая в этом направлении я сделала вывод, что систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.