Виктория Искра
Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через предметно — развивающую среду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка институтом его развития. Именно в детском саду дошкольник и приобретает начальный опыт взаимодействия с другими людьми – педагогами, родителями сверстников, ровесниками. Знакомится с окружающим миром, у него возникает интерес ко всему, что происходит вокруг.
В качестве одного из серьезных факторов приобретения ребенком социального опыта выступает образовательное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности современного детского сада.
Публикация «Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через предметно — развивающую среду» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2019
Важной задачей воспитателя детского сада является совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми, посредством организации развивающей предметно-пространственной среды.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель моей работы: сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника, учитывая особенности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Создавая предметно- пространственную среду я учитывала возрастные особенности детей 5-6 лет, а также требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Предметно – пространственная среда должна быть : полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.
Я в своей группе организовала небольшие подгруппы в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создавая условия для общения со сверстниками. Создан «Уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
В группе созданы различные центры активности:
• «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно - исследовательской деятельности детей, познавательного интереса.
• «Центр театральной деятельности» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
• «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
• «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
• «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
• Центр детского творчества позволяет детям проявлять активность в разных видах творческой деятельности, изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании. В этом центре дети обычно проводят много времени, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Работы детей я размещаю в группе, в «Уголке творчества» Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки.
• «Центр ПДД» дети знакомятся с правилами дорожного движения.
Приходя в группу каждый ребенок идет в центр, который ему интересен.
• Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
• Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум», при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
• Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей : много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Предметно-игровую среду я строила так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и др.
Таким образом, используя предметно - развивающую среду и ее средства, созданную с учетом возрастных особенностей дошкольников 5-6 лет, становится возможным помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что ему наиболее присуще. Поэтому особое внимание в группе я уделяла конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Поэтому в своей группе были созданы условия для воспитания и обучения детей, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику.