Екатерина Сапцына
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию
Воспитатели: Сапцына Е. Н.
Цепелева Л. К.
Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей раннего возраста посредством совместных с взрослыми практических действий экспериментального характера»
Наше педагогическое кредо
Люби, цени свое призвание. И назначением своим гордись. Я так считаю: ВОСПИТАТЕЛЬ – это звание, через него проходит чья то маленькая жизнь.
Публикация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
-Учить понимать смысл и использовать в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе;
-Продолжать знакомить с изменениями внешнего вида растений и животных в зависимости от времени года;
-Обогащать представления о многообразии животного и растительного мира, формировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания;
-Расширять представления о многообразии природных явлений, Учить называть явления природы: снегопад, листопад, радуга и т. д.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой мы считаем - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трё х принципов:
• активности - побуждающая к действию;
• стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется;
• комфортности - всем удобно.
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.
Свою работу с детьми мы ведем по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.).
Например, на занятиях "Птицы", "Жизнь диких зверей", "Доктор леса", "Лес - наше богатство", дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы.
- неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям углубить и закрепить свои знания в неживой природе.
Знания и навыки даем детям не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.
Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т. д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства.
Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, мы начали свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях мы опираемся на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это расширяет кругозор детей.
Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Мы считаем полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение.
Мы рассказываем детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками
Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
С детьми выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Их проводим как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействуем каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Большое внимание уделяем сказкам, её очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой нам помогает справиться театральная деятельность, которой мы любим заниматься с детьми.
Всё воспитание и обучение детей строим в личностно-ориентированной модели. Для нас главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаем все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу.
В ходе работы с детьми по данной теме, нами были выделены несколько основных правил, в основе которых заложены 2 главных чувства - уважение к детям и восхищение природой.
Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным.