МААМ-картинки

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой

Ольга Владимировна Зуева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой

Актуальность

Современному дошкольнику интересен не только мир предметов, игрушки. Дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой» размещена в разделах

ФГОС ДО ориентирован на обеспечение саморазвития и самореализации ребенка, на развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании должны преобладать методы, развивающие у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

У детей с ЗПР при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается :

- низкий уровень познавательной активности, чем обусловлена неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти и сниженная прочность запоминания, невысокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации, переноса;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная способность к приему и переработке информации.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности и фрагментарности знаний и представлений об окружающем мире: дети не умеют выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование - особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей 6-7 лет с ЗПР посредством экспериментирования.

Задачи:

1. Формирование у детей представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в мире живой и неживой природы.

2. Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение (умения анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (интереса детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их) (Содержательный блок программы Толстиковой Мы живём на Урале Мой край – земля Урала).

Ожидаемые результаты – целевые ориентиры

- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения природе, в социальной действительности);

- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;

- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;

- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт;

- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замыслана материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их досто-примечательностях, природных особенностях);

- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы,

- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии всоциально значимых делах, событиях; охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в посадке деревьев на участке; выражает желание в будущем (когда вырастет, стараться решить некоторые экологические проблемы.

- ребенок обладает начальными знаниями о себе; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах); о природно-климатических зонах Урала (на севере - тундра, тайга, на Юге Урала – степи, о животном и растительном мире.

Результативность, эффективность введения экспериментирования можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое проводилось по методике Н. Д. Неретиной, подобранной с учетом особенностей детей 6-7 лет с ЗПР.

1. Дети самостоятельно предлагают возможные решения поставленной проблемы.

2. Доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.

3. Желают пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

4. Дети стали более любознательные, наблюдательные, умеют устанавливать простые логические связи между явлениями природы.

5. Представления об окружающем стали более широкими, разносторонними, осознанными.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру или алгоритм:

Мотивация

Подготовительная беседа

Практическое (экспериментальное) задание

Анализ полученных данных, формулирование выводов, фиксирование результатов.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации

1. вопросы педагога - побуждают детей к постановке проблемы, помогают прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

2. метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

3. Игровые методы:

экспериментальные игры - позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

4. Практические:

действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

5. Наглядные:

схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Условия проведения экспериментирования:

- речевое сопровождение - проговаривание своих действий вслух,

- учёт индивидуальных особенностей детей,

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,

- учёт права ребёнка на ошибку и применение адекватных способов вовлечения детей в работу,

- У детей с ЗПР ещё не сформировалась зрительно-моторная координация движений рук, значит, действуем руками ребёнка,

- дети не умеют действовать по алгоритму, значит, дробим одну процедуру на несколько мелких действий и поручаем их выполнение разным ребятам,

- дети с трудом устанавливают логические связи между явлениями, поэтому, при демонстрационных экспериментах можно сознательно допустить явные неточности в работе, чтобы дети «помогли» педагогу.

- ведущая роль педагога - без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в экспериментальной деятельности.

Форма проведения: групповая (с подгруппой, наблюдение, проведение эксперимента).

Средства обучения

Оборудование уголка экспериментирования

Приборы-помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп, компас, термометры, водяная мельница, контейнер для насекомых;

Предметы из разных материалов (бумаги, дерева, пластмассы, стекла, металла);

Природный материал : минералы, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;

Кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, свечи, воздушные шары;

Оборудование для опытов: пипетки, пинцеты, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши;

Красители пищевые.

Глобус, карта физическая;

Иллюстративный, наглядный материал, картотека опытов.

Детские энциклопедии, атласы, тетрадь “Безопасность”.

ТСО: фильмоскоп, диапроектор

Дневники наблюдений, пооперационные карты, схемы, алгоритмы.

Формы подведения итогов реализации

Организация выставки детских работ (макетов).

Оформление альбомов опытов и экспериментов.

Содержание образовательной деятельности спланировано в соответствии с лексической темой, по 3 взаимосвязанным направлениям (блокам) :

1. Живая природа (Строение, значение, функции частей растения; Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах; Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде).

2. Неживая природа (вода, воздух, свет, магнетизм, электричество, притяжение, звук, теплота, Земля, космос).

3. Человек. Рукотворный мир (преобразование)

Количество блоков в течение недели можно варьировать.

Использовались следующие формы работы:

• циклические наблюдения и опыты

познавательные беседы

познавательные беседы.

• плановые эксперименты

• моделирование (плоскостное и объёмное)

• рисование

• коллекционирование

• работа в лаборатории,

• занятия-путешествия, занятия-экскурсии, целевые прогулки

Вывод. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, способствует проявлению творчества, успешной социализации детей с ЗПР.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Проект «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «АГИНСКИЙ РАЙОН» КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУНЭЙСКИЙ.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорного развития детей раннего возраста Структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Рябинка» детский сад «Радуга».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством овладения навыками бумагопластики Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить бумагопластику. Бумага – самый простой и знакомый нам материал,.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Развитие у логопедических детей познавательного интереса, действий посредством проведения исследовательской деятельности Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Консультация «Развитие у логопедических детей познавательного интереса посредством проведения исследовательской деятельности» Все ли дети старшего возраста во время проведения исследовательской, какой- либо другой деятельности инициативны (постоянно, мотивированы,.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 12:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Зуева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД