Ольга Владимировна Зуева
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой
Актуальность
Современному дошкольнику интересен не только мир предметов, игрушки. Дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 6–7 лет с ЗПР посредством ознакомления с природой» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
ФГОС ДО ориентирован на обеспечение саморазвития и самореализации ребенка, на развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника. В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании должны преобладать методы, развивающие у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
У детей с ЗПР при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается :
- низкий уровень познавательной активности, чем обусловлена неустойчивость внимания, ограниченный объем памяти и сниженная прочность запоминания, невысокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации, переноса;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная способность к приему и переработке информации.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности и фрагментарности знаний и представлений об окружающем мире: дети не умеют выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование - особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей 6-7 лет с ЗПР посредством экспериментирования.
Задачи:
1. Формирование у детей представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в мире живой и неживой природы.
2. Развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение (умения анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).
3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру (интереса детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их) (Содержательный блок программы Толстиковой Мы живём на Урале Мой край – земля Урала).
Ожидаемые результаты – целевые ориентиры
- ребенок обладает чувством разумной осторожности, выполняет выработанные обществом правила поведения (в природе, в социальной действительности);
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, к самостоятельному поиску разных способов решения одной и той же задачи; способностью выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт;
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замыслана материале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их досто-примечательностях, природных особенностях);
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы,
- ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость при участии всоциально значимых делах, событиях; охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности (в посадке деревьев на участке; выражает желание в будущем (когда вырастет, стараться решить некоторые экологические проблемы.
- ребенок обладает начальными знаниями о себе; о богатствах недр Урала (полезных ископаемых, камнях самоцветах); о природно-климатических зонах Урала (на севере - тундра, тайга, на Юге Урала – степи, о животном и растительном мире.
Результативность, эффективность введения экспериментирования можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое проводилось по методике Н. Д. Неретиной, подобранной с учетом особенностей детей 6-7 лет с ЗПР.
1. Дети самостоятельно предлагают возможные решения поставленной проблемы.
2. Доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.
3. Желают пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
4. Дети стали более любознательные, наблюдательные, умеют устанавливать простые логические связи между явлениями природы.
5. Представления об окружающем стали более широкими, разносторонними, осознанными.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру или алгоритм:
Мотивация
Практическое (экспериментальное) задание
Анализ полученных данных, формулирование выводов, фиксирование результатов.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации
1. вопросы педагога - побуждают детей к постановке проблемы, помогают прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
2. метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
3. Игровые методы:
экспериментальные игры - позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
4. Практические:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
5. Наглядные:
схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Условия проведения экспериментирования:
- речевое сопровождение - проговаривание своих действий вслух,
- учёт индивидуальных особенностей детей,
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,
- учёт права ребёнка на ошибку и применение адекватных способов вовлечения детей в работу,
- У детей с ЗПР ещё не сформировалась зрительно-моторная координация движений рук, значит, действуем руками ребёнка,
- дети не умеют действовать по алгоритму, значит, дробим одну процедуру на несколько мелких действий и поручаем их выполнение разным ребятам,
- дети с трудом устанавливают логические связи между явлениями, поэтому, при демонстрационных экспериментах можно сознательно допустить явные неточности в работе, чтобы дети «помогли» педагогу.
- ведущая роль педагога - без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в экспериментальной деятельности.
Форма проведения: групповая (с подгруппой, наблюдение, проведение эксперимента).
Средства обучения
Оборудование уголка экспериментирования
Приборы-помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп, компас, термометры, водяная мельница, контейнер для насекомых;
Предметы из разных материалов (бумаги, дерева, пластмассы, стекла, металла);
Природный материал : минералы, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена;
Кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, свечи, воздушные шары;
Оборудование для опытов: пипетки, пинцеты, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши;
Красители пищевые.
Глобус, карта физическая;
Иллюстративный, наглядный материал, картотека опытов.
Детские энциклопедии, атласы, тетрадь “Безопасность”.
ТСО: фильмоскоп, диапроектор
Дневники наблюдений, пооперационные карты, схемы, алгоритмы.
Формы подведения итогов реализации
Организация выставки детских работ (макетов).
Оформление альбомов опытов и экспериментов.
Содержание образовательной деятельности спланировано в соответствии с лексической темой, по 3 взаимосвязанным направлениям (блокам) :
1. Живая природа (Строение, значение, функции частей растения; Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах; Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде).
2. Неживая природа (вода, воздух, свет, магнетизм, электричество, притяжение, звук, теплота, Земля, космос).
3. Человек. Рукотворный мир (преобразование)
Количество блоков в течение недели можно варьировать.
Использовались следующие формы работы:
• циклические наблюдения и опыты
• познавательные беседы
• познавательные беседы.
• плановые эксперименты
• моделирование (плоскостное и объёмное)
• рисование
• коллекционирование
• работа в лаборатории,
• занятия-путешествия, занятия-экскурсии, целевые прогулки
Вывод. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, способствует проявлению творчества, успешной социализации детей с ЗПР.