Папки-передвижки

«Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи (4 фото)

Наталья Цыряпкина
«Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи

Цель: создание условий для ознакомления со звуком и буквой И.

Задачи:

Обучающие:

• познакомить с буквой и гласным звуком «И», с печатным написанием буквы И;

• закрепить умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение;

• учить читать слоги и слова;

• учить проводить фонетический разбор слова.

Развивающие:

• развивать связную речь, фонематическое восприятие, слуховое и

зрительное внимание.

Воспитательные:

Темочки:

• формировать навык самоконтроля и самооценки.

Демонстрационный материал: конверт от Зимушки-зимы, снежинки с заданиями, карточка с изображением буквы И, наглядный материал с заданиями, маркеры,фишки красного, синего, зеленого цвета, зрительный тренажер В. Ф. Базарного,разрезная картинка снежного узора, снежинки трех видов для рефлексии.

Раздаточный материал: рабочие тетради, простой карандаш, цветные карандаши: красный, синий, зеленый.

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, встают в круг.

Орг. момент.

В. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, как вы работаете на занятии, чему вы научились, что знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Давайте мы с вами подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).

В. –Ребята! Прежде чем начнем наше занятие, нам нужно вспомнить некоторые правила поведения.

– Во время занятия ты, сиди на стуле стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

–Стул и стол – это не кровать и на них нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

– Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

Хорошо, правила поведения на занятии вспомнили.

В. — Сегодня утром к нам приезжала на зимних санях Снежная Королева. Она привезла письмо. (Конверт с письмом оформлен снежинками, звездочками)

Как вы думаете, от кого? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

— Смотрите, а в конверте том секрет, вот, что Зимушка — зима пишет:

«Дорогие ребята! Помогите мне! Злой северный ветер натворил много бед в моём снежном царстве. Он разнёс снежинки и нарушил мои любимые снежные узоры. Помогите мне собрать мой любимый снежный узор, но для этого вы должны выполнить задания, которые находятся на снежинках.

За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать осколок от снежного узора».

В. –Поможем Зимушке собрать узор? Вам предстоит выполнить нелегкие задания. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой И. Научимся писать печатную букву И, читать слоги и слова с буквой И. Будем закреплять умение определять место звука в слове и проводить звуковой анализ слова.

Основная часть.

[/i]1. Задание на первой снежинке.

В. – Ответьте на вопросы:

— Чем отличаются звуки и буквы? (Буквы пишем, видем, читаем; звуки- произносим и слышим)

— На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)

— Какие звуки называются гласными? (При произнесении гласных звуков воздух через рот проходит свободно, не встречая преград, их можно пропеть)

— Что вы знаете о согласных звуках( (При произнесении согласных звуков встречаются преграды, согласные звуки бывают твердые и мягкие)

Фото «Звук и буква И»

Дети получают 1 осколок снежного узора.

Дети проходят за столы.

2. Задание на второй снежинке.

Игра «Загадки и отгадки». Отгадать загадки и обвести картинки отгадки.

В. –Всех на свете обшивает,

Что сошъет- не надевает. (Иголка)

— В слове иголка какой первый звук мы слышим (И)

Характеристика гласного звука «И».

— Произносится не встречая преграду во рту. Долго тянется. Образует слог.

Артикуляция звука «И».

— Губы улыбаются, — язык лежит за нижними зубами, — воздух свободно проходит через рот.

Произношение звука «И» с детьми.

— Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Давайте попробуем: и-и-и. Спойте его долго, протяжно, тихо, громко.

Воздух проходит свободно. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук).

Звук «И» - младший братик звука «Ы». «Ы» звучит сердито и твердо, «И» звучит мягко и нежно.

— Гласный звук «И» обозначается гласной буквой И. (Показать в алфавите) Обозначается в схеме красным квадратом, может встречаться в начале слова, в середине и в конце.

Возьмите простой карандаш и обведите картинку с иголкой.

В. – Есть ли звук «И» в следующих словах (улитка, муравьи, жук? Обводим простым карандашом предметы, в названии которых есть звук «И».

Мы –лесные жители,

Мудрые строители:

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (Муравьи)

Круглый домик…

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный этот домик

По дорожке сам ползет. (Улитка)

Дети получают 2 осколок снежного узора.

3. Задание на третьей снежинке. Игра «Поймай звук».( фонематическое восприятие)

В. –А сейчас поиграем в игру «Хлоп-топ, поймай звук». Я буду произносить разные звуки, вы должны быть внимательными, хлопать в ладоши только тогда, когда услышите звук «И», топать если услышите другой звук.

И-а-и-ю-у-э-и-а-и-е -о-э-и-я -и-о-ы…

Дети получают 3 осколок снежного узора.

4. Задание на четвертой снежинке.

Игровое упражнение «Определи место звука в слове».[/i]

В. –Рассмотрите предметы на картике. Вам сейчас нужно определить место звука «И» в названии предметов и обозначить его красным цветом в схеме.

–В слове гриб звук «И» где слышим? (В середине слова) Взяли красный карандаш и рисуем красный квадрат в прямоугольнике под грибОм посередине.

Вызвать ребенка к доске, остальные в тетрадях.

В слове очки где слышится звук «И»(В конце слова).

В слове пила? (В середине слова)

Дети получают 4 осколок снежного узора.

Физкультминутка.

В старом дереве дупло

Это домик буквы «О». (круговые движения руками)

Рядом с нею на суку

Притаилась буква «У». (присесть на корточки)

В гости к нам издалека

Прибежала буква «А». (бег на месте)

Прилетела буква «Я»

На спине у воробья. (махи руками, как крыльями)

Буквы стали веселиться

И немножечко крутиться.

То попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То они гулять пойдут.

То присядут, отдохнут.

. Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи - фото

5. Задание на пятой снежинке.

Пишем букву И и читаем слоги. [/i]

В. – Посмотрите буква И написана в левом уголке, а в правом ее шуточное изображение. Воспитатель читает стихотворение М. Блюмкиной.

На что похожа буква И.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

(Воспитатель показывает иллюстрацию с буквой И.)

–Давайте в воздухе попробуем ее написать.

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула,

К правой ножке пристегнула.

– Сейчас возьмите красный карандаш и в слоговых шариках напишите справа от согласных букву И.

Я тетрадь свою открою,

Под наклоном положу

И от вас друзья не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возмусь.

Дети пишут букву И в слоговых шариках.

В. –Прочитаем слоги, которые у нас получились в слоговых шариках (мы-ми, ны-ни, лы-ли,ры-ри).

–Одинаково ли произносятся согласные в этих слогах (Нет)

–Почему (Если после согласного написана буква Ы, то они призносятся твердо, а если буква И, то согласные произносятся мягко).

–Как обозначаются на схемах мягкие согласные звуки? (Зеленым квадратом)

Гимнастика для глаз по тренажеру В. Ф. Базарного.

Дети получают 5 осколок снежного узора.

6. Задание на шестой снежинке.

Игра «Предмет, слово, схема» ([/i]фонетический разбор слова)

На картинке - лимон. Детям нужно записать слово знаками, используя условные обозначения (гласные –красный квадрат,твердые согласные – синий, мягкие согласные- зеленый). Один ребенок разбирает слово у доски, остальные выполняют в тетрадях.

В. -Произносим слово по звукам и делаем фонетический разбор слова ЛИМОН. Слово состоит из двух слогов, второй слог ударный, 5 букв, 5 звуков.

Л- согласный, мягкий

И- гласный

М- согласный, твердый

О- гласный, ударный

Н- согласный, твердый

Дети получают 6 осколок снежного узора.

Рефлексия.

В. — Вот мы и спасали Зимушку от злого северного ветра, ответили на все вопросы и помогли ей собрать снежный узор.

— Ребята, как вы думаете, что вам помогало справиться с заданиями Зимушки — зимы? (Дружба, знания, смекалка)

В. –Ребята, вспомните, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии?

–Какой этот звук гласный или согласный? Каким цветом обозначаем в схеме?

– Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы и правильно выполнили все задания. Зимушка- зима дарит вам снежинки.

Фото №1 Цель создание условий для ознакомления со звуком и буквой И

– Возьмите снежинку с улыбкой, если вы считаете, что у вас сегодня все получилось, вы со всеми заданиями справились. Возьмите задумчивую снежинку, если у вас были затруднения, вы с ними справились, но у вас остались какие- то вопросы. Грустную снежинку, если вам было не интересно, вы с заданиями не справились.

–А сейчас я предлагаю вам для закрепления изобразить букву "И" из различных материалов (пластилин, счетные палочки, конструктор, бусины и т. д.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи
Опубликовано: 25 января 2025 в 15:02
+288Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Цыряпкина (УИ 412645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД