ирина раднаева
Проект «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«АГИНСКИЙ РАЙОН»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУНЭЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛААЛЗАЙ»
Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
Инновационный проект
ПАСПОРТ
Наименование проекта «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
Публикация «Проект „Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели и задачи проекта Цель : содействие развитию исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
Задачи:
1) определить теоретические основы развития исследовательской активности у дошкольников;
2) отобрать оптимальное содержание процесса ознакомления с природой родного края в целях развития исследовательской активности у дошкольников;
3) разработать и апробировать модели развития исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края;
4) создать необходимые условия развития исследовательской активности дошкольников в ходе ознакомления с природой родного края;
5) диссеминация опыта по развитию исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
Сроки реализации Сентябрь 2015 – август 2017
Основные направления проекта -Повышение педагогической компетентности педагогов;
-Работа с детьми: развитие у детей исследовательских умений и навыков, детская исследовательская практика, мониторинг;
- Установление содержательного взаимодействия с родителями дошкольников на основе создания единых ценностно-смысловых установок относительно развития исследовательской активности в условиях ДОУ и семьи
Ожидаемые результаты Основной результат - повышение уровня развития исследовательской активности дошкольников.
Сопутствующие результаты:
1) разработанная модель развития исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края;
2) ООП МДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений
3) готовность педагогов к диссеминации опыта по развитию исследовательской активности дошкольников в ходе ознакомления с природой родного края;
4) описание опыта реализации проекта по указанной теме в любом виде (научная статья, размещение на сайте ДОУ и др.).
Критерии эффективности
проекта 1) стабильный рост исследовательской активности у дошкольников;
2) позитивные отзывы о проекте со стороны всех участников образовательного процесса (дети, родительская общественность, педагоги, органы муниципальной власти и др.);
3) положительная оценка проекта (идеи, модели, ООП в части, формируемой участниками образовательных отношений, методических разработок, статей и пр.) профессиональным сообществом.
I. Обоснование проблемы и выбора темы проекта
Важнейшей проблемой современного образования является поиск эффективных механизмов развития креативной, инициативной личности, способной к реализации своего творческого потенциала и исследовательской активности в разных видах деятельности.
ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования задается полноценное проживание всех этапов детства, амплификация детского развития. Бесспорно, именно дошкольное детство характеризуется безграничной любознательностью, бескорыстным стремлением к познанию и исследованию окружающего мира, что можно определить как исследовательскую активность. Поисковая, исследовательская деятельность выступает как естественное для детства состояние познания окружающего мира.
Между тем, если система развития исследовательских умений и активности у младших школьников и старшеклассников на сегодня является достаточно широко изученной, то на уровне дошкольного образования разработана недостаточно. Стремясь создать условия для исследовательской активности дошкольников, мы столкнулись с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы. Имеются разработки отдельных занятий, программ, экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. Нас же интересует целостная система развития исследовательской активности дошкольников. При этом огромный ресурс для организации данной работы представляет непосредственное природное окружение ребенка - река, деревья, степь, птицы, цветы и пр. Они наиболее близки и понятны дошкольнику, и исследования в этой области для него интересны и занимательны.
Это обусловило выбор направления нашей дальнейшей работы: развитие исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
II. Цели и задачи проекта
Цель: содействовать развитию исследовательской активности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
Задачи:
1) определить теоретические основы развития исследовательской активности у дошкольников;
2) отобрать оптимальное содержание процесса ознакомления с природой родного края в целях развития исследовательской активности у дошкольников;
3) разработать и апробировать модели развития исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края;
4) создать необходимые условия для развития исследовательской активности дошкольников в ходе ознакомления с природой родного края;
5) диссеминировать опыт по развитию исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
III. Основная идея проекта
Основная идея инновационного проекта заключается в организации и проведении системной работы по развитию исследовательской активности дошкольников при ознакомлении с природой родного края, построенной на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Лаборатории, где дети могут проводить наблюдения и эксперименты, площадка для наблюдений за погодой, исследовательские экскурсии и проекты, а также НОД, направленные на формирование исследовательских умений, будут способствовать развитию исследовательской активности детей.
Широкое привлечение родителей к данной работе, проведение совместных экспериментов и исследований также будут способствовать решению поставленной нами задачи.
Основные направления проекта
1. Работа, направленная на повышение педагогической компетентности педагогов МДОУ ;
2. Организация деятельности с детьми: развитие у детей исследовательских умений и навыков, детская исследовательская практика, мониторинг исследовательской деятельности дошкольников;
3. Установление содержательного взаимодействия с родителями дошкольников на основе создания единых ценностно-смысловых установок относительно развития исследовательской активности в условиях ДОУ и семьи
V. Сроки реализации проекта
Подготовительный этап: сентябрь 2015 – октябрь 2015
Ориентационно-мотивационный этап: ноябрь 2015 – декабрь 2015
Организационно-практический этап : январь 2016 – май 2017
Аналитический этап: июнь 2017 – август 2017
VI. Мероприятия проекта
Этап Мероприятие Ожидаемый результат
Подготовительный
2015-2016 уч. год Разработка проекта Проект
Научное обоснование проекта Научное обоснование (пояснительная записка)
Работа с педагогами, родителями по подготовке к реализации проекта Формирование единых ценностно-смысловых установок взрослых, готовность к реализации проекта
Разработка исследовательских подпроектов «Онон – наше богатство», «Подводные обитатели реки Онон», «Царство растений», «Царство животных Приононья», «Птицы – наши друзья», Дары Гунэйской земли», проект по нравственно-патриотическому восптанию «Родной свой край люби и знай», «Названия местностей нашего села»(топонимы) ООП МДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений
Ориентационно-мотивационный этап
Входная диагностика Стартовый уровень развития исследовательской активности детей
Вводная НОД Мотивация
Отбор содержания Мини-проекты, НОД, целевые экскурсии, подборка произведений агинских писателей о природе родного края
Организационно-практический Реализация подпроектов «Онон – наше богатство», «Подводные обитатели реки Онон», «Царство растений», «Царство животных Приононья», «Птицы – наши друзья», Дары Гунэйской земли», проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай», «Названия местностей нашего села»(топонимы) Развитие ИА в условиях постепенно усложняющейся исследовательской деятельности
Создание альбомов «Растения агиской земли», «Животный мир», «Птицы нашего округа». Организация выставок детских рисунков о родном крае, создание гербария.
Создание детско-взрослой энциклопедии «Свой край родной люби и знай»
Аналитический Анализ реализованного проекта
Описание результатов
Выходная диагностика
Диссеминация опыта Публикации в СМИ
VII. Ожидаемые результаты
Основной ожидаемый в итоге реализации проекта результат - повышение уровня развития исследовательской активности дошкольников.
Исследовательская активность ребенка отождествляется с исследовательскими умениями, когда исследовательские умения рассматриваются как показатели развития исследовательской активности, как формы ее внешнего выражения (Н. Н. Поддьяков, Н. Е. Веракс);
Исходя из этого, критериями уровня развития исследовательской активности дошкольников будут следующие группы исследовательских умений, обеспечивающих исследовательскую активность дошкольников :
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
При наличии роста уровня сформированности данных групп умений у дошкольников можно будет констатировать развитие исследовательской активности у дошкольников.
Сопутствующие результаты:
1) разработанная модель развития исследовательской активности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края;
2) ООП МДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений;
3) готовность педагогов к диссеминации опыта по развитию исследовательской активности дошкольников в ходе ознакомления с природой родного края;
4) описание опыта реализации проекта по указанной теме в любом виде (научная статья, монография др.).
VIII. Критерии эффективности проекта
Реализация данного инновационного проекта будет эффективным при наличии:
1) стабильного роста исследовательской активности у дошкольников;
2) позитивных отзывов о проекте со стороны всех участников образовательного процесса (дети, родительская общественность, педагоги, органы муниципальной власти и др.);
3) положительной оценки проекта (идеи, модели, образовательных программ, методических разработок, статей и пр.) профессиональным сообществом.
IX. Участники проекта
1. педагоги МДОУ «Гунэйский детский сад «Улаалзай»
2. воспитанники МДОУ «Гунэйский детский сад «Улаалзай»
3. родители
4. органы муниципальной власти
5. сельская общественность